В настоящее время во многих компаниях, особенно тех, которые занимаются консалтинговой и маркетинговой деятельностью, применяются западные методики оценки эффективности управления персоналом. Среди них выделяются:
1. Экспертная оценка.
2. Метод бенчмаркинга.
3. Метод подсчета отдачи инвестиций ("return of investment").
4. Методика Д. Филлипса
5. Методика Д. Ульриха
6. Управление по целям (Management by objectives - MBO)
7. Ключевые показатели эффективности (KPI)
В современных условиях вышеперечисленные методики трудно применить в качестве универсального средства оценки эффективности управления персоналом на предприятиях различных форм собственности и организационно-правовых форм.
Каждый из рассмотренных подходов к оценке экономической эффективности имеет свои положительные моменты и трудности в реализации. Наиболее приемлемым в практическом отношении все же представляется оценка отдельных направлений мотивационной политики, позволяющая выделить затраты на их проведение и с достаточной точностью определить показатели эффективности проводимой кадровой политики. Однако предприятия различных форм собственности (государственные, коммерческие и т. д.) имеют различную степень свободы в выборе методов осуществления социально-психологической и мотивационной политики и возможности реализации альтернативных вариантов.
Поэтому общими критериями эффективности могут быть следующие:
ü срок окупаемости затрат на персонал;
ü размер прироста доходов;
ü минимизация текущих затрат;
ü максимизация прибыли;
ü минимизация издержек выпускаемой продукции за счет затрат на персонал.
Ориентация предприятия на использование того или иного критерия предопределяет и подход к выбору показателей, используемых для анализа и обоснования эффективности проводимой мотивационной политики, ее форм и методов.
Краткие выводы
Для оценки эффективности применяемой мотивационной политики в управлении персоналом следует проводить количественную и качественную оценку эффективности по предложенным способам, выбирая наиболее подходящий к условиям работы конкретной организации. Необходим ситуационный подход, позволяющий определить эффективность проводимой кадровой политики исходя из конкретного состояния дел в организации.
Контрольные вопросы
1 Дайте определение понятию "экономическая эффективность".
2 Что понимается под стоимостью труда?
3 Что представляют собой инвестиции в человеческий капитал?
4 Составляющие источника эффекта от управления персоналом?
5 Назовите основные подходы к оценке экономической эффективности от мотивации персонала
6 Какие методики оценки эффективности управления персоналом Вы знаете?
7 Что такое KPI?
Литература: основная [2,13,17]; дополнительная [19,20,21]
[1] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 360.
[2] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 483.
[3] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 361.
[4] Там же.
[5] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 108.
[6] Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263.
[7] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 489.
[8] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 110.
[9] Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 362.
[10] Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. С. 254.
[11] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 363.
[12] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 364.
[13] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 141.
[14] Там же.
[15] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 107.
[16] Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263.