Методики оценки эффективности управления персоналом

В настоящее время во многих компаниях, особенно тех, которые занимаются консалтинговой и маркетинговой деятельностью, применяются западные методики оценки эффективности управления персоналом. Среди них выделяются:

1. Экспертная оценка.

2. Метод бенчмаркинга.

3. Метод подсчета отдачи инвестиций ("return of investment").

4. Методика Д. Филлипса

5. Методика Д. Ульриха

6. Управление по целям (Management by objectives - MBO)

7. Ключевые показатели эффективности (KPI)

В современных условиях вышеперечисленные методики трудно применить в качестве универсального средства оценки эффективности управления персоналом на предприятиях различных форм собственности и организационно-правовых форм.

Каждый из рассмотренных подходов к оценке экономической эффективности имеет свои положительные моменты и трудности в реализации. Наиболее приемлемым в практическом отношении все же представляется оценка отдельных направлений мотивационной политики, позволяющая выделить затраты на их проведение и с достаточной точностью определить показатели эффективности проводимой кадровой политики. Однако предприятия различных форм собственности (государственные, коммерческие и т. д.) имеют различную степень свободы в выборе методов осуществления социально-психологической и мотивационной политики и возможности реализации альтернативных вариантов.

Поэтому общими критериями эффективности могут быть следующие:

ü срок окупаемости затрат на персонал;

ü размер прироста доходов;

ü минимизация текущих затрат;

ü максимизация прибыли;

ü минимизация издержек выпускаемой продукции за счет затрат на персонал.

Ориентация предприятия на использование того или иного критерия предопределяет и подход к выбору показателей, используемых для анализа и обоснования эффективности проводимой мотивационной политики, ее форм и методов.

Краткие выводы

Для оценки эффективности применяемой мотивационной политики в управлении персоналом следует проводить количественную и качественную оценку эффективности по предложенным способам, выбирая наиболее подходящий к условиям работы конкретной организации. Необходим ситуационный подход, позволяющий определить эффективность проводимой кадровой политики исходя из конкретного состояния дел в организации.

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию "экономическая эффективность".

2 Что понимается под стоимостью труда?

3 Что представляют собой инвестиции в человеческий капитал?

4 Составляющие источника эффекта от управления персоналом?

5 Назовите основные подходы к оценке экономической эффективности от мотивации персонала

6 Какие методики оценки эффективности управления персоналом Вы знаете?

7 Что такое KPI?

Литература: основная [2,13,17]; дополнительная [19,20,21]


[1] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 360.

[2] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 483.

[3] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 361.

[4] Там же.

[5] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 108.

[6] Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263.

[7] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 489.

[8] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 110.

[9] Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 362.

[10] Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. С. 254.

[11] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 363.

[12] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 364.

[13] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 141.

[14] Там же.

[15] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 107.

[16] Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: