Методика П.И. Зинченко. (исследование непроизвольного запоминания)

(исследование непроизвольного запоминания)

Проводятся два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда.

Опыт I. Классификация изображений предметов. Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. На каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Ход эксперимента. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие одна подгруппа испытуемых. Им дается следующая инструкция: «С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Тот, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам». После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.

Опыт II. Составление числового ряда. Экспериментальный материал тот же, что и в I опыте; участвует вторая подгруппа испытуемых.

Ход эксперимента. Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (три ряда по пять). Их задача – расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так, чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее – в правую клетку нижнего ряда. Далее следует воспроизведение сначала числа, а затем названия предмета.

Обработка данных и анализ результатов:

а) определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых и оформить таблицу:

Задача Среднее число правильных воспроизведений
предметов чисел
Классификация предметов    
Сравнение числового ряда    

б) проанализировать данные и сделать вывод об условиях продуктивности непроизвольного запоминания;

в) установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в отдельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: