Протест прокурора — это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица,содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.
Протест может быть принесен:
1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
2) в вышестоящий орган
3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако
в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.
|
|
Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
— названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;
— наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;
— общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;
— указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;
— приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;
— предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;
— подписи прокурора.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его
|
|
заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.