УДК 338.467.6:070(1-87X075.8) ББК 65.497.6(3)я73 075
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»
Рецензенты: доктор экономических наук, заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО(У) А. В. Короткое доктор социалогических наук, профессор, заведующий кафедрой международной журналистики факультета журналистики СПбГУ А. С. Пую
Авторы:
Е. Л. Вартанова (гл. 2,3), В. Л. Иваницкии (гл. 8), М. И. Макеенко (гл. 1, 5), А. Н. Назаикин (гл. 6), С. С. Смирнов (гл. 4), Г. Г. Щепилова (гл. 7) Научный редактор Н. В. Ткачева
Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. 075 Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2009. —360 с.
ВЫ 978-5-7567-0503-4
Данное учебное пособие впервые в российской учебной и научной литературе рассматривает СМИ как отрасль экономики, анализирует ее историю и движущие силы, основные тенденции развития и важнейшие сферы деятельности: финансовую политику, медиапланирование, медиамаркетинг, бизнес-планирование. Учебное пособие выявляет особенности проявления общеэкономических законов в индустрии СМ И, ее различных сегментах и отдельных компаниях, показывает влияние жизни современного общества на динамику медиарынка.
Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов и отделений журналистики, журналистов-практиков, менеджеров СМИ, экономистов, политологов.
УДК 338.467.6:070(1-87)(075.8) ББК 65.497.6(3)я73
I8ВN 978-5-7567-0503-4 © Коллектив авторов, 2009
© Оформление. ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2009
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте «тта'.а$рес1рге55.ги
Учебное издание
ОСНОВЫ МЕДИАБИЗНЕСА -439 3 8? •
Редактор О. Глушакова. Корректор А. А. Баринова. | Художник Д. А. Сенчагов. Компьютерная верстка С. А. Артемьевой
Подписано к печати 1.10.2008. Формат 60х90'/|6. Гарнитура «№\МопС». Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 5586 ЗАО Издательство «Аспект Пресс». 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 8. Е-тай: т(о@азрес1рге85.ги; шу™-.а$рес!рге$,<..ги. Тел.: (495)306-78-01, 306-83-71 Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Можайск, ул. Мира, 93.
Предисловие
Роль средств массовой информации в современном обществе трудно переоценить. Масс-медиа стали важнейшим социальным институтом общества, организатором и медиатором политических процессов, средством формирования национальной идентичности, сохранения культуры и традиций, инструментом воздействия на общественное и индивидуальное сознание. Однако гораздо меньше внимания уделяется экономической роли СМИ в современном обществе, хотя сегодня они оказывают огромное влияние на рыночную экономику — и в сфере производства, и в сфере потребления. Распространяя рекламу, масс-медиа становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. При этом сама реклама становится для предприятий СМИ основным источником доходов, позволяющим вести самостоятельную и зачастую независимую от политических и финансовых структур коммерческую деятельность.
Современная медиаиндустрия превратилась в неотъемлемую часть национальной экономики большинства стран мира. В настоящее время медиабизнес развивается динамично и поступательно даже там, где еще совсем недавно — во второй половине XX века, в период после Второй мировой войны — он не представлял собой заметного субъекта экономической жизни. Медиаиндустрия сегодня аккумулирует значительные ресурсы, производя как материальные (газеты, журналы, отдельные медианосители с музыкальными записями, телепрограммами, кинофильмами), так и нематериальные продукты. Во-первых, это новости, аналитика, комментарии, мнения, которые и представляют собой содержание СМИ. Во-вторых, это такие составляющие журналистских текстов и медиасодержания, как смыслы, мифы, образы и идеология. Часто они производятся в редакциях СМИ, во многих случаях они ими медиатизируются. Наконец, в-третьих, это аудитория СМИ, «конструируемая» ими для последующего предложения рекламодателям, которые в обмен на оказание этой «услуги» обеспечивают доход от рекламы — основной источник финансирования меди- акомпаний. Аудитория сегодня — это очевидный «продукт» деятельности СМИ, создаваемый в ответ на спрос рекламодателей.
Экономические законы медиабизнеса — с общетеоретической точки зрения — мало чем отличаются от экономических законов, управляющих другими отраслями. Многие концепции экономики СМИ подтверждают, что общеэкономическая теория не только применима к медиаотрасли, но и целиком объясняет ее существование и функционирование. С другой стороны, не приходится спорить и с тем, что законы и понятия экономики особым образом преломляются в деятельности отдельных медиаорганизаций и отрасли в целом. Задача данного учебного пособия — выявить особенности, которые возникают при применении общеэкономических законов к индустрии СМИ, ее различным сегментам и отдельным компаниям, показать, какое влияние оказывает жизнь современного общества на динамику медиарынка.
Медиабизнес сегодня специфичен вследствие и отраслевых, и национальных особенностей. Однако можно утверждать, что, вне зависимости от национальных контекстов, СМИ как отрасль экономики обладают набором универсальных характеристик, позволяющих — несмотря на специфику конкретных стран — свес
ти их в единую систему. Эту систему общих для рынка СМИ концепций, законов функционирования и практик по их реализации мы и будем рассматривать в этом учебном пособии.
Научный подход к современным масс-медиа обязан учитывать тот факт, что предприятия СМИ — как, впрочем, и большинство других предприятий — являются сегодня капиталистическими, рыночными компаниями. И как субъекты рынка они зачастую вынуждены ставить коммерческие мотивы деятельности выше других — политических, социальных, культурных, образовательных. Это вполне объяснимо, но по сути противоречит природе социальных представлений о СМИ. Очевидно, что в условиях рынка вопросы ответственности журналистики и медиабизнеса перед обществом и его институтами не могут быть решены отдельной медиакомпанией, ее владельцами, акционерами и сотрудниками. Они прежде всего не могут быть решены и осмыслены безучастия аудитории, которая, являясь в одной своей ипостаси сообществом потребителей медиасодержания, выступает одновременно и в роли сообщества избирателей, непосредственных участников политических и культурных процессов в обществе.
Словом, социальная ответственность СМИ превращается из проблемы, решаемой владельцами медиапредприятий, субъектами медиарынка, в один из ключевых вопросов, стоящих перед гражданским обществом в целом. Но именно это обстоятельство и придает исследованиям экономики СМИ особую актуальность. Более четкое знание экономических механизмов медиаиндустрии необходимо для того, чтобы понять, где жизненно важные для общества функции журналистики и СМИ приходят в противоречие с наиболее приемлемой для свободных СМИ экономической основой — рынком.
Учебное пособие, которое вы держите в руках, — коллективный труд преподавателей кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Его структура определена в соответствии с основными курсами специализации «Экономика и менеджмент СМИ. Управление ме- диапроектами»; в нем также затронуты экономические темы общих лекционных курсов, преподаваемых на факультетах журналистики РФ.
Цель данного учебного пособия — дать будущим журналистам общее представление о движущих силах медиаиндустрии и ее теоретических концепциях, о ее становлении и основных вехах на ее историческом пути, о составных элементах этого сегмента экономики и об основных формах его деятельности.
Авторы учебного пособия выражают особую благодарность за помощь в подготовке книги Н. Ю. Котрикадзе, которая на всех стадиях работы над рукописью с присущей ей доброжелательностью оказывала нам редакторскую помощь. Мы также благодарим Д. В. Дунаса за активное содействие в подготовке статистических материалов и Л. М. Лосеву за техническую помощь при работе над рукописью.
Е. Л. Вартанова 2008 г., Москва
1.1. Развитие капитализма до XIX в. и коммерческая издательская деятельность
Деятельность, связанная со сбором, обработкой и распространением информации, на протяжении последних двух тысячелетий мировой истории почти всегда была ориентирована не просто на распространение, а на коммерческую реализацию произведенного продукта. Безусловно, в этот же период с чисто коммерческой коммуникационной деятельностью соседствовали и ее некоммерческие формы, для которых были важны просветительские, пропагандистские, общественные и другие интересы. Однако, во-первых, удовлетворение этих интересов требовало привлечения полного набора трудовых, финансовых, временных и других ресурсов и, следовательно, являлось частью экономических процессов. И, во-вторых, просветительские или пропагандистские приоритеты не мешали многим издателям-энтузиастам позднего средневековья содержать вполне успешные коммерческие типографии, а создателям первых изданий, тесно связанных с властью, вроде французской «Ля Газет» («Ьа СагеПе»), на определенных этапах получать внушительную для того времени прибыль.
Первые примеры коммерческой деятельности, связанной с информационным обменом, можно обнаружить еще в период расцвета Римской империи, когда колоссальные освоенные и завоеванные территории, на которых теперь жили и работали многие граждане Рима и других городов, сделали невозможным быструю, прежде всего устную коммуникацию, преобладавшую, к примеру, в греческих полисах. В этой ситуации тем, кто жил в провинциях или служил в захваченных землях, но имел политические или экономические интересы в столице, приходилось полагаться на письменные сообщения так называемых корреспондентов, которыми могли быть как рабы, так и свободные граждане. Свободные римляне как подрядчики продавали свои услуги по сбору и распространению информации, за которые получали определенную плату. Хотя еще не известно наверняка, существовали ли у них фиксированные тарифы на подобные услуги.
Примеров реализации коммерческого потенциала коммуникационных и информационных услуг можно обнаружить достаточно и в последующие полторы тысячи лет, однако в контексте данной главы больший интерес представляют процессы, начавшиеся в XIII—XVI столетиях, вместе с постепенным разрушением феодальной экономики и формированием ранних конкурентных, капиталистических отношений. До этого на протяжении нескольких столетий преобладали отношения, при которых основная деятельность доминирующих церковных и светских социальных слоев, по сути, не требовала заметного информационного сопровождения. А жизнь основной части населения была замкнута на столь незначительном круге интересов и географическом пространстве, что не только возможностей для монетизации, но и вообще пространства для развития письменной коммуникации долгое время практически не существовало.
Из трех секторов, оказывающих наибольшее опосредованное влияние на экономическое функционирование средств информации, — производства, торговли и финансов, в течение вышеупомянутого периода особенно важными стали трансформации, которые переживали два последних сегмента. В производстве товаров в XIII—XV вв. еше господствовал цеховой строй, который не предусматривал конкурентного начала и массового характера создаваемых продуктов. Постепенное развитие мануфактурного производства, которое в ведущих странах Европы, вроде Голландии, пришлось на XV-XVI вв., все равно не оказало на рост средств информации сколько-нибудь существенного влияния, так как продукция мануфактур не была ориентирована на конечного потребителя и, следовательно, не требовала соответствующего коммуникационного (рекламного) обеспечения. Вообще, в области производства одежды, средств передвижения и труда и других товаров и услуг для каждодневного потребления индивидуализированный подход сохранялся до XIX в. И только к концу этого века начала создаваться современная экономика массового потребления, вызвавшая к жизни маркетинговые каналы и платформы в их привычных сегодня формах и масштабах. До этого рекламное сопровождение производства потребительских продуктов, несомненно, существовало, но стимулировало, главным образом, развитие того, что сегодня называют классифицированной рекламой.
В то же время торговые отношения в середине прошлого тысячелетия росли гораздо более бурно. Уже в ХП-Х1У вв. и на юге, и на севере Европы велась активная международная торговля, а межрегиональные торговые отношения опутали в этот период практически весь континент, за минимальными исключениями. В центре этих процессов оказались растущие города, одни из которых становились местом проведе
ния крупнейших регулярных ярмарок, другие превращались в важнейшие европейские порты. Вокруг торговой деятельности начал формироваться поначалу небольшой сервисный сектор, обслуживавший ее информационные потребности. Торговля требовала информационного сопровождения, данных об экономическом, политическом, военном состоянии различных стран и земель, о потребностях в тех или иных товарах, о возможных конкурентах, которые были необходимы для нормального ведения бизнеса. Эта информация двигалась по основным сухопутным и водным торговым путям и оседала в портовых, ярмарочных и транзитных городах, и таким образом эти пути стали своеобразным прообразом современных коммуникационных сетей, по которым идут информационные потоки, а города — прообразом информационных порталов и центров. В городах довольно быстро появились небольшие группы людей, готовых предоставлять новую услугу — сбор, запись и продажу необходимой информации, тем более что культура писания за деньги к этому времени уже существовала: можно вспомнить хотя бы цеха переписчиков книг и рукописей. Такие предприниматели собирались вокруг ярмарок и портов, слушали и записывали новости, а затем создавали рукописные информационные бюллетени, которые продавали заинтересованным клиентам. Помимо торговцев и моряков, которым часть подобной информации была нужна для ведения бизнеса, постепенно этими новостями стали интересоваться и другие жители городов, также готовые платить за доступ к ним. Бюллетени начали превращаться в подобие будущих газет, рассчитанных на разные группы интересов, а их создатели — в будущих газетных издателей, только пока еще ограниченных отсутствием возможности массового тиражирования.
Торговля, в свою очередь, стимулировала формирование европейских финансовых институтов. Развитие денежных отношений привело к росту влияния менял, которые помогали купцам ориентироваться в европейских валютах и обменивать необходимые суммы для операций в различных регионах. Постепенно менялы стали получать на хранение все большие суммы, которые со временем они пускали в оборот. В результате они начали превращаться в банкиров, а их конторы — в первые банки. Ссудная и кредитная деятельность также требовала создания вокруг себя мощной информационно-коммуникационной системы, и к XV-XVI вв. ведущие европейские банкирские дома, вроде Фуггеров, стали центрами широких корреспондентских сетей, с помощью которых они создавали собственные архивы и производили регулярные информационные бюллетени. Эти бюллетени покупали и читали не только важные клиенты и партнеры, но и со временем все более широкий круг потребителей, способных оплачивать информационные услуги. Фи
нансовый сектор, начиная с этого момента, постоянно оказывался в центре процессов, способствовавших резкому расширению возможностей и границ информационного обмена. Конечно, на протяжении последующих столетий чрезвычайно важными будут и интересы политических, и экономических институтов, но банковское и инвестиционное сообщество, вся деятельность которого все больше сводилась к работе с информацией, было особенно заинтересовано в выстраивании соответствующей инфраструктуры. Можно вспомнить, что одним из первых специализированных сегментов печатной прессы на рубеже ХУ1-ХУП вв. стали деловые издания в Англии и Нидерландах, обслуживавшие инвесторов, интересовавшихся котировками бумаг первых акционерных обществ на биржах в Лондоне и Амстердаме, созданных в XVII столетии. Аналогично этому, много позже качественное и количественное развитие телекоммуникаций в 1970—1980-е годы стимулировалось процессами либерализации и глобализации торговли валютой, сырьем и ценными бумагами.
Возможности, которые открывались перед первыми поколениями предпринимателей в сфере средств информации благодаря росту торговли и финансов, некоторое время ограничивались техническими факторами, в первую очередь, необходимостью рукописного размножения и узкой дистрибуцией. Важнейшим шагом вперед в расширении масштабов информационного бизнеса стало, безусловно, начало европейского книгопечатания в середине XV в. Создание печатного станка в Европе следует считать уникальным событием, ведь его внедрение стало одним из первых примеров использования технологий, рассчитанных на массовое производство (идентичных копий) продукта. Причем в данном случае важно, что это были еще и не промышленные, а потребительские продукты. Владельцы первых типографий, таким образом, оказались в авангарде перемен, происходивших во всей экономике Европы. Несмотря на попытки ограничения издательской деятельности со стороны аристократии и церкви, уже в начале XVI в. в европейских странах были созданы сотни типографий, большинство из которых делали упор на коммерческую основу своей работы. Если в Китае, где книгопечатание появилось почти на четыре столетия раньше, условия не позволили новой технологии полноценно развиваться коммерчески, то в Европе новая индустрия практически сразу стала формироваться людьми, ориентированными на создание типографий и издательств как бизнеса (пусть и связанного часто с просветительской деятельностью или политическими рисками). Причем издательское дело стало также одним из первых, почти не связанных исторически с цеховыми основами
производства и продаж, построенными на монополизме, и потому в большей степени ориентировалось на зарождающиеся принципы работы в конкурентной среде.
Главным продуктом издателей на первом этапе развития печатной индустрии стала книга. Рукописные книги предшествующих столетий стоили очень дорого и были доступны минимальному числу покупателей, преимущественно знати. Но и издержки на их производство были немалыми. К тому же каждая книга была уникальна и продавалась часто не столько даже как медийный продукт, сколько как предмет роскоши. Печатные книги первоначально тоже были довольно дорогими, и с конца XV до начала XIX в. цена, отражавшая высокую стоимость создания единицы продукции (экземпляра книги или затем газеты), оставалась главной отличительной чертой практически всех печатных продуктов, которые, соответственно, производились для платежеспособной элитной аудитории. При значительных издержках и относительно небольшом количестве экземпляров бизнес-модель, т.е. способ получения прибыли, строилась вокруг продажи каждого экземпляра выше его себестоимости. Она также предполагала необходимость реализации если не всего тиража, то хотя бы такой его части, которая бы позволила достигнуть точки безубыточности и прибыльности для конкретной книги. Подобный подход, являющийся обычной практикой в процессе сбыта любого продукта, не потребовал от издателей выработки каких-либо новаторских концепций. В будущем такая бизнес-модель, только с изменением наценки по мере увеличения масштаба производства и в зависимости от продукта (книга, журнал, музыкальный диск и т.д.), будет применяться к большинству информационных продуктов и услуг, хотя в медиаэкономике будут и инновации, связанные, в первую очередь, с продажей рекламных возможностей.
Уже на самых ранних стадиях своего развития книгоиздательский бизнес выработал для фирм в целом еще одну бизнес-модель, которая основывалась на принципах, называемых сегодня венчурными инвестициями. По этой модели каждая книга представляла собой отдельный самостоятельный проект, успех и прибыльность которого точно предсказать невозможно. В такой ситуации успешность издателя зависит от того, сколько книжных проектов окажутся самоокупаемыми, а сколько принесут существенную прибыль. Обычно два-три успешных проекта из десяти покрывают убытки, которые неизбежно приносят более половины сделанных инвестиций, и обеспечивают общую прибыльность фирмы. Во второй половине XX в. развитие маркетинга и каналов распространения медийных продуктов позволили заметно снизить риски
убыточности по большей части продуктов/проектов. В частности, увеличение числа каналов сбыта, особенно за счет развития телевидения, домашнего видео и Интернета, позволило многократно продавать один и тот же продукт — контент — при снижении затрат на тиражирование. Однако, несмотря на это, не только в книгоиздательской деятельности, но и кино-телепроизводстве и дистрибуции, звукозаписывающем бизнесе и ряде других сегментов медиаиндустрии модель остается во многом именно венчурной.
С развитием печатного дела книга превратилась в первый полноценный медийный продукт, однако некоторые периодические издания новостного типа продолжали выходить в рукописном виде до конца XVI1 в. Хотя уже в течение XVI в. бюллетени и другие варианты новостной продукции постепенно появлялись и в печатной форме, но происходило это нерегулярно. К концу XVI в. у небольшой грамотной прослойки населения уже проявлялась потребность в регулярном потреблении информационных листков, но спрос недостаточно удовлетворялся растущим числом издателей, вынужденных мириться с ограниченными возможностями тиражирования. Появление в 1605 г. первой печатной газеты, которой считается «Ведомости» (Ке1а1юп$) из Страсбурга, было вызвано соображениями в первую очередь экономического характера. Издатель Иоганн Каролюс с конца XVI в. специализировался на выпуске регулярных новостных листков, в которых помещалась информация, поступавшая через небольшую собственную корреспондентскую сеть. В 1604 г. он приобрел одну из крупнейших в городе типографий и с лета 1605 г. начал печатать там свое издание, так как это позволяло ему тиражировать его гораздо быстрее, чем переписывание от руки. Подписчиками Каролюса были самые обеспеченные жители, платившие очень большие по тем временам деньги, и издатель быстро подсчитал, что сможет значительно увеличить прибыль, если будет, во-первых, печатать больший тираж при снизившихся издержках (что само по себе увеличит прибыль) и, во-вторых, продавать его по прежней или даже чуть большей цене большему числу клиентов. Вскоре после этого и в Страсбурге, и в других крупнейших городах Европы стали появляться свои печатные газеты, хотя в целом процесс распространения печатной прессы по Европе растянулся на два-три десятилетия.
Издание печатных газет, как и ранее выпуск рукописных бюллетеней, было почти во всех случаях прибыльным делом и оставалось таковым на протяжении последующих почти 300 лет, в течение которых прессу читала в первую очередь элитная аудитория. В этот период газеты были ориентированы на один и тот же стабильный круг подписчиков —
людей, располагающих значительными средствами (малообеспеченные и бедные влились в читательскую аудиторию только к середине XIX в.) и готовых платить за продукт высокую цену. Это обеспечивало устойчивую и часто значительную прибыль на один экземпляр и на тираж каждого номера в целом. Бизнес-модель строилась практически только вокруг продажи тиража конечным потребителям, читателям, в большинстве случаев исключительно через институт подписки, и почти 300 лет именно эта статья дохода оставалась основной и определяющей прибыльность проектов.
В связи с этим важно вспомнить и о месте рекламы в газетной и чуть позже журнальной экономике XVII—XVIII вв. и ответить на вопросы: какую роль играла она в этот период и были ли тогда предпосылки того значения, которое она имеет для медийного бизнеса сегодня? В европейской действительности рекламная коммуникация существовала еще с античных времен и начала возрождаться, первоначально в устной форме, вместе с деловой активностью в городской жизни в начале прошлого тысячелетия. К моменту появления печатной прессы рекламные объявления, как торгового, так и классифицированного характера, уже заняли привычное для читателей место в рукописных бюллетенях, став полноправным элементом газетного содержания. На протяжении XVII- XVIII вв. рекламные объявления постепенно занимали все большее место в контенте газет и журналов. В этот период реклама присутствует практически во всех изданиях, с 1630-1650-х годов начинают выходить чисто рекламные газеты, и к последней четверти XVIII в. в крупнейших городах их количество часто превышало число новостных изданий. В Англии реклама была обложена специальным налогом и даже подпала под законодательное регулирование. Публикация коммерческих сообщений, несомненно, становится неотъемлемой частью функционирования прессы, но в экономике газет и журналов столь же важной роли она все-таки еще не играла. Хотя большинство объявлений являлись платными, в общем обороте издательской деятельности доля доходов от рекламы оставалось несопоставимой с входящими финансовыми потоками, обеспечивавшимися подпиской, и покрывала пока только небольшую часть общих издержек.
К концу XVIII в. издательский бизнес в ведущих странах Европы, в первую очередь в Англии, пришел в устойчивое состояние: те издатели, которые не сталкивались с негативными политическими и социальными факторами, создавали прибыльные предприятия, опиравшиеся на пока немассовый, но стабильный спрос и понятные бизнес-модели.
1.2. Пресса и новые средства информации
и коммуникации в ведущих экономических державах в XIX — начале XX в.
В течение XIX — начале XX в. мировая экономика, политика и общество — внешние условия для экономического развития средств информации, а также внутренняя динамика медиаиндустрии менялись темпами, существенно опережавшими динамику предшествующих столетий. Постепенно трансформировались политические системы, в большинстве случаев в сторону либерализации, и вместе с ними менялись и политические и юридические условия для открытия газет и других, более новых медиа и для ведения бизнеса.
В этот период в экономиках национальных государств происходили очевидные сдвиги: конкурентные, рыночные механизмы сменяли остатки докапиталистических отношений и стимулировали развитие частного предпринимательства почти во всех секторах, бурно развивалась промышленность и инфраструктура, укреплялись финансовые системы. К началу XX в. индустриальные методы производства распространились и на потребительские товары, которые теперь требовали массового потребления, с тех пор лежащего в основе экономического роста ведущих стран мира. Параллельное изменениями, происходящими в экономике, трансформировалась и социальная среда: росло городское население, постепенно расширялось число грамотных, а следовательно, социально и экономически активных граждан, доход рабочих и многих деревенских жителей достигает уровней, при которых начинается увеличение и диверсификация потребительской корзины. Эти, а также еще многие другие процессы экономических и социальных трансформаций, важные для экономического развития медиаиндустрии, при подробном описании заняли бы слишком много места, поэтому ниже мы будем останавливаться только на тех аспектах, которые имеют первостепенное значение для понимания перемен, происходивших в медиабизнесе.
В отличие от трех предшествующих столетий, в течение которых развитие средств информации оставалось в пределах издательской деятельности, в XIX и начале XX в. началось параллельное внедрение новых информационных и коммуникационных технологий. Не всегда их появление приводило к созданию оригинальных бизнес-моделей, но развитие многих отраслей, безусловно, сказывалось на важных сторонах экономического функционирования медиаиндустрии.
Одной из первых революционных инноваций стало появление в 1830-е годы электромеханического телеграфа Морзе. Его быстрое рас
пространение в Европе и Северной Америке стало, наряду с прокладкой железных дорог, важнейшим процессом в развитии коммуникационной рыночной инфраструктуры, стимулировавшей развитие промышленности, товарной и биржевой торговли, индустриального общества в принципе. Особую роль телеграф сыграл и в переменах, произошедших в экономике прессы этого периода, которая получила доступ к важнейшему ресурсу — оперативной информации. На информационном поле появился новый тип предприятия — телеграфные или новостные агентства, продававшие свой продукт сначала газетным компаниям, а затем и всем остальным организациям, возникавшим в ходе развития медиа- индустрии, — радиостанциям, телеканалам и т.д. Позже информационные агентства стали удовлетворять потребность в новостях представи-. телей и других секторов экономики, прежде всего финансовых институтов. При этом их бизнес-модель не носила новаторского характера и строилась вокруг получения прибыли при продаже пакета услуг достаточно широкому кругу клиентов выше себестоимости. Стоит при этом обратить внимание и на появление среди агентств первых примеров некоммерческих организаций, к примеру, американской «Ассошиэйтед пресс» («А$шаа1ес1 Ргехз»),
Другие аспекты развития телеграфного бизнеса помогают обнаружить начала многих тенденций, важных для экономического развития средств информации в последующие десятилетия. Появление телеграфных компаний привело к рождению нового сегмента экономики — телекоммуникационной индустрии. Организационные модели, по которым развивалась телеграфная связь в Европе и Америке, стали во многом определяющими и в других секторах индустрии связи в будущем. В европейских странах на протяжении XX в. государство играло в телекоммуникационном секторе гораздо более значительную роль как собственник и как регулятор, чем в США, и истоки этих двух моделей заметны уже при становлении телеграфа. Европейские державы были гораздо более централизованы, чем североамериканская федерация, к тому же авторитарные, монархические режимы, в то время доминировавшие в Европе, имели больше возможностей для контроля над экономикой страны, чем федеральная власть в Штатах. В результате в европейских странах развитие телеграфа проходило при непосредственном участии государства. Чаще всего в стране создавалась единственная компания, в большинстве случаев опять же государственная (обычно в рамках почтовых ведомств, как в Англии и Пруссии, которые к этому времени тоже почти везде были не частными). Даже большая часть трафика в 1850—1860-е годы идет не корпоративная, а персональная. Через несколько десятилетий схожая история произошла уже в сфере телефон
ной связи, а позже и с телекоммуникационной отраслью в целом, хотя это были уже совсем другие государства и многие вопросы в них решались по-иному.
Правда, в XX в. общественный интерес для регуляторов телекоммуникаций оказывался уже на первом месте: услуги связи были слишком важны для развития страны и общества и государство было не готово отдать их на откуп рыночным механизмам, которые, как считалось, могли затормозить телефонизацию стран и привести к слишком высоким базовым тарифам. В результате до 1990-х годов национальная телекоммуникационная инфраструктура в Европе находилась под монопольным контролем государственных институтов, часто интегрированных с почтовыми ведомствами. Лишь менее 20 лет назад началась постепенная либерализация отрасли, хотя в большинстве стран государство все еще присутствует на рынке как один из крупнейших инвесторов.
В США федеральное правительство и власти штатов также принимали участие в формировании телеграфного рынка, но их роль ограничивалась стимулирующими мерами — выдачей лицензий, выделением участков под строительство линий и т.д. Это объясняется тем, что с середины 1840-х годов американская телеграфная отрасль состояла из множества небольших частных коммерческих компаний. Процессы, происходившие на этом рынке в последующую четверть века, позволяют отметить несколько тенденций, важных для будущего развития экономики и регулирования местных телекоммуникаций. Во-первых, статистика того времени показывает, что в США корпоративный, т.е. деловой трафик, занимал более 90% от общего объема, в то время как по другую сторону океана этот показатель не поднимался выше 30%. Телекоммуникационный сектор в США всегда был более динамичным, чем европейский, и в последующие полтора столетия это было во многом связано именно с тем, что его развитие направлялось интересами финансовых, торговых и промышленных институтов.
Во-вторых, развитие телекоммуникационной отрасли в США было отдано на откуп частному бизнесу. Как и на любом рынке, это, в конце концов, привело к началу процессов концентрации, причем конкретно среди телеграфных компаний она началась очень быстро. Все-таки практика показывает, что в таком деле как связь, до сих пор требующем колоссальных инвестиций, масштаб операций играет одну из важнейших ролей в обеспечении нормального возврата инвестиций. Прошедшая по отрасли в середине XIX в. волна слияний и поглощений стала одним из первых примеров развития подобных процессов в различных сегментах медиаиндустрии в дальнейшем. Конечно, пример телеграфных компаний, среди которых уже в 1860-е годы осталось только два гиганта, по
глотавших всех остальных, во многом крайность. Но он показывает, что будет происходить в будущем на самых разных рынках в условиях отсутствия достаточного числа вариантов для внутреннего роста и ограниченности ресурсов (как в данной ситуации).
В-третьих, снова необходимо обратить внимание на характер взаимодействия предприятий телеграфной связи с фондовым рынком США. Американские биржи в середине XIX в. находились в центре внимания инвесторов, причем не только национальных, но и международных, в первую очередь английских. Причинами этого во многом стали многочисленные размещения эмитентов, казавшихся тогда чрезвычайно перспективными, — железнодорожных и телеграфных корпораций. В результате выхода на биржи многих компаний, привлекавших капитал, но не готовых на тот момент обеспечить получение больших денег ничем, кроме обещаний колоссальных возвратов за счет несомненной перспективности бизнеса, в Америке сформировались одни из первых фондовых «пузырей» в истории. Почти все успешно разместившиеся телеграфные компании в течение нескольких лет не только не принесли инвесторам прибыли, но и вообще исчезли с карты американского бизнеса, после чего их история заняла место среди важных исторических прецедентов. В будущем подобные «пузыри» появлялись на многих рынках, в том числе создаваемых вокруг новых технологий. Среди наиболее показательных примеров можно вспомнить бум так называемых дот-ко- мов в самом конце 1990-х годов. В течение 2—3 лет на мировые, прежде всего американские, биржи вышли сотни интернет-компаний, многие из которых ориентировались на медийные платформы, но при этом в большинстве своем были убыточными и привлекали инвесторов только перспективами бурного роста. В итоге венчурные по сути инвестиции, осуществленные через фондовые площадки, привели к потере сотен миллиардов долларов институциональных и частных инвесторов, биржевому кризису и небольшому, но болезненному периоду экономической стагнации в ведущих странах. Это негативно отразилось и на финансах медийного сектора, хотя бы из-за резкого падения расходов на рекламу.
К началу XX в. телеграфный и телефонный секторы в экономике США оказались практически полностью сосредоточены в собственности одной огромной корпорации — «Эй-ти энд та» (АТ&Т). И с середины 1910-х годов федеральные власти страны, по сути, обеспечили ей монопольный статус на рынке предоставления телекоммуникационных услуг. В первую очередь это было связано с необходимостью создать оператора, способного обеспечить телефонизацию страны на достойном техническом уровне и по доступным тарифам. Такой статус «Эй-ти энд ти» сохраняла до 1984 г., после чего правительство, посчитав ее обще
ственную миссию выполненной, инициировало либерализацию рынка местной, а потом и дальней связи и разделило гиганта на семь независимых локальных операторов. В истории «Эй-ти энд ти» в течение большей части прошлого века особенно важно то, что компания, по сути, выполняла ту же миссию, что и национальные операторы в европейских государствах, однако при этом оставалась частной коммерческой организацией. Этот подход очень показателен и для развития других важнейших информационно-коммуникационных секторов двух континентов, на которых сформировались даже две базовые модели — европейская и американская.
В основе этих моделей подход государства к владению и регулированию собственности и функционирования компаний в областях, которые оно имеет возможность контролировать. Телекоммуникационный бизнес требует получения лицензий на работу, которые предоставляют как национальные или федеральные, так и муниципальные власти (например, в области кабельного телевидения). В этих условиях государство могло посчитать, что общественные интересы будут лучше защищены при государственной собственности (европейская модель) или при наличии частной собственности, но жестком регулировании (американская модель). Те принципы, которые были изначально использованы при развитии этих отраслей, чуть позднее еще ярче проявились при формировании секторов эфирного радио, а затем и телевизионного вещания. Особенности экономического функционирования (и программирования) радио были изначально связаны с зависимостью вещателей от необходимости получения от государства доступа к «ограниченному ресурсу» — частотам. Первоначально после изобретения радиовещания его коммерческим внедрением занялись несколько компаний, наиболее известная из которых была связана с самим изобретателем Гильермо Маркони (какое-то время он был достаточно успешным предпринимателем, по крайней мере в сравнении с другими выдающимися изобретателями эпохи, вроде Томаса Эдисона, создателя фонографа и кинематографа, или Александра Г. Белла, запатентовавшего телефонию). После Первой мировой войны широкое распространение получили любительские радиостанции, не имевшие коммерческого начала, но находившиеся в частной собственности. Однако уже в начале 1920-х годов государство занялось упорядочением деятельности в области электросвязи и радиовещания и выработкой подходов к управлению происходящими в ней процессами, что и вылилось в итоге в создание двух основных концепций.
Первая из них использовалась в ведущих странах Европы, начиная с середины 1920-х годов. Государство не предоставляло частоты частным
компаниям для коммерческого использования, общественный интерес ставился на первое место, государство отвечало за его соблюдение, создавая национальное государственное радио (из крупнейших стран до 1980-х годов имело почти монопольный статус во Франции) или подготавливая правовую основу для появления так называемого общественного вещания (наиболее показательно эта концепция воплотилась в Британской вещательной корпорации — Би-би-си), в котором государство чаше всего не выступает в качестве собственника, но максимально лимитирует коммерческую деятельность организаций по профильным направлениям. Проще говоря, европейская модель радиовещания, сложившаяся между двумя мировыми войнами, была некоммерческой и во многом отражала традиции и реалии развития телекоммуникаций, берущие начало еще в предшествующее столетие. Финансирование государственного и общественного радио осуществлялось из бюджетных источников или с помощью абонентской платы с владельцев приемников.
Параллельно в Соединенных Штатах сформировалась вторая концепция, в которой доминировал коммерческий подход к использованию части доступных волн, так что ее можно противопоставить европейскому варианту. В течение 1920-х — начале 1930-х годов в США на законодательном уровне дискуссии не столько даже об оптимальном, сколько о правильном использовании частот велись очень активно, и эта страна вполне могла пойти по пути, предложенному в Европе. Однако нельзя забывать, что уже с 1920-х годов к созданию и управлению первыми коммерческими станциями подключились крупнейшие американские технологические корпорации, которые поначалу использовали их для продвижения радиоприемников, а с 1922 г. стали зарабатывать и на первых рекламных сообщениях. К концу 1920-х годов появились и крупные профильные операторы радиостанций и радиосетей. Совокупные лоббистские усилия заинтересованных владельцев радио- корпораций и аргументы, связанные с Первой поправкой к Конституции США, привели к тому, что в стране в итоге оформилась все-таки коммерческая модель радиовещания. В этой модели 20—25% лицензий на вещание отходило общественным или образовательным станциям, а большая часть — коммерческим компаниям, которые должны были учитывать оговоренные общественные интересы, но получали возможность зарабатывать на продаже рекламного времени. За короткий срок радио- реклама превратилась в важнейший маркетинговый канал и сделала американское радио одной из наиболее динамично растущих отраслей в стране, даже на фоне экономического кризиса. Государство в этой концепции не выступало владельцем станций, в отличие от Европы, но распределяло частоты и играло важную роль в качестве регулятора (чего
2-5586
никогда не было в американской прессе) как в сфере программирования, так и отдельных областей экономической деятельности (начиная с антимонопольных вопросов). Для этого был создан один из первых специальных органов в мире — Федеральная комиссия по радио, позже переименованная в Федеральную комиссию по связи.
Немного позднее в ряде стран, к примеру в Японии или государствах Латинской Америке, оформился подход, при котором коммерческие станции работали одновременно с государственными, правда, последние почти во всех случаях были более влиятельным институтом. И все же полноценное распространение коммерческого радио и телевидения, созданного для удовлетворения интересов рекламодателей, началось только в 1970—1980-е годы, в рамках более масштабных процессов либерализации национальных экономик в целом и индустрии телекоммуникаций в частности.
Экономическое развитие технологий связи и радиовещания в рассматриваемый период интересно не только примерами создания моделей взаимодействия медиаиндустрии с государством, регулирующими органами и финансовым рынком, но и в контексте ее диверсификации. Наряду с печатными СМИ постепенно появлялись и проходили этапы коммерческой адаптации новые формы распространения и потребления новостного и развлекательного контента — звукозапись, кинематограф, позднее телевидение. С точки зрения вариантов получения прибыли музыкальная и киноиндустрия продолжили линию, описанную применительно к книгоизданию: венчурный подход к инвестициям и достижение безубыточности за счет продажи достаточной части товара с наценкой распространителям и конечным потребителям. Детали, вроде специфики тиражирования и дистрибуции фильмов, конечно, могли быть отличными, но в целом принцип сохранялся. Важным элементом новых экономических реалий для кино, музыкальных носителей, радиовещания стали совершенно иные масштабы потребления медийных продуктов и услуг в первые десятилетия прошлого века. С этого времени они адресовывались огромным, по настоящему массовым аудиториям, готовым платить самостоятельно. За доступ к этим аудиториям готовы были выкладывать постоянно растущие суммы и рекламодатели. В свою очередь СМИ вместе с другими отраслями потребительского сектора вступили в стадию индустриального производства, в которой все более важное место занимала стандартизация производимого продукта и делался упор на продвижение и дистрибуцию в большей степени, чем на уникальность и качество медийных продуктов.
Правда, стоит отметить, что в создании этих тенденций основную роль сыграла все-таки пресса, которая во второй половине XIX в. оста
валась основным сегментом медиаиндустрии. Первые шаги, способствовавшие изменению в экономическом функционировании прессы, были сделаны еше в 1830-е годы, когда в деятельность прессы были внесены очень важные изменения.
Как мы помним, к началу XIX в. в издательском деле сложились две бизнес-модели, определявшиеся спецификой его двух основных сегментов. Первая из них, характерная для книгоиздания и позже перешедшая в ряд других медиаотраслей, — венчурный подход плюс достижение безубыточности за счет продаж, мы уже неоднократно упоминали. Вторая модель сформировалась в газетном и журнальном издательстве и была построена на изначально иных условиях ведения бизнеса — минимальном присутствии конкуренции внутри отрасли и стабильности потребления. Если издатели книжной продукции каждую новую книгу запускали как новый проект с неизвестными перспективами успешности и вероятной конкуренцией между собой, то владельцы периодических изданий более двухсот лет если и вынуждены были сворачивать бизнес, то почти всегда по политическим или личным, но не по экономическим причинам. И в первые десятилетия позапрошлого века в наиболее развитых странах издатели газет работали для очень небольших, но стабильных аудиторий.
Особенностями их деятельности также были: почти полное отсутствие конкуренции между собой (уже потому, что предлагали продукт, рассчитанный на устойчивый набор характеристик: издатель и основной автор как персональный бренд, четкий набор политических и общественных взглядов, популярных среди конкретных групп, и т.п.) и с другими типами СМИ (хотя бы потому, что они, по сути, отсутствовали); распространение по подписке, которая для многих клиентов конкретных газет или журналов становилась семейным обычаем или личной привычкой; практически повсеместная, даже в тех городах, где было несколько изданий, вроде Лондона, Нью-Йорка или Парижа, работа в условиях почти монополии, так как их аудитории если и пересекались, то минимально.
Таким образом, элитная пресса функционировала в условиях высокой лояльности потребителей, стабильных рынков с ограниченной конкуренцией и фиксированной маржи, получаемой главным образом за счет подписки. Динамика роста на этом рынке была минимальной, однако это компенсировалось почти гарантированной прибылью и высокой прибыльностью на экземпляр продукции. Устойчивость этой модели подтверждает и то, что в крупнейших городах США и ряда европейских стран сегмент элитной прессы просуществовал почти до конца XIX в. И еще в 1870—1880-е годы, когда уже использовалась модель мас-
г.
совой печати, прибыльность на экземпляр у элитных изданий оставалась в 2—2,5 раза выше, чем у массовых.
К началу XX в. большинство экономических механизмов прессы было перестроено под масштаб производства и функционировало в условиях конкуренции, так что эта модель стала практически нереализуемой. но ее вариации все еще обнаруживались и в последующие периоды. К примеру, в случае с локальными ежедневными газетами в США, Германии и ряде других стран с развитыми рынками местной рекламы. Можно заметить, что в США после рыночной санации и покупки ни- шевых проектов с синергетическим потенциалом во многих городах и регионах в последние 30-40 лет складывалась ситуация, когда издания занимали схожие, почти монопольные позиции. Однако эффективность их использования обеспечивалась за счет лояльных (хотя и часто ограниченных в выборе) рекламодателей, а не обеспеченных покупателей- подписчиков. Это положение вещей начало меняться только недавно, когда появление массового Интернета привело к расширению возможностей для получения и читателями, и рекламодателями услуг, ранее монополизированных прессой.
И все-таки важнейший итог рассматриваемого периода — создание массовой прессы, благодаря которой газетные компании превратились из прибыльных, но разрозненных и небольших по масштабу бизнесов в огромную индустрию. Большинство исследователей датируют появление массовой прессы началом 1830-х годов. Тогда вначале в Филадельфии, а потом в Нью-Йорке несколько издателей попробовали по-ново- му использовать возможности, которые открывались перед прессой под влиянием нескольких факторов. Технически на типографском оборудовании можно было уже тогда печатать большее число экземпляров, чем выпускалось даже крупнейшими газетами эпохи, а бумага и краска значительно подешевели. В городах, а постепенно и за их пределами медленно, но стабильно росло число грамотных жителей. У рабочих и мелких служащих постепенно стали появляться поначалу миниатюрные, но важные для экономики доли в личном и семейном бюджете, которые могли быть потрачены не только на жилье и еду. Новые условия наемного труда начали обеспечивать первые формы гарантированного свободного времени, досуга, которые были пусть не велики, но требовали, чтобы их чем-то заполняли. В расчете на ресурсы — свободное время и деньги — новых потребительских групп начали формироваться сегменты дешевых продуктов и услуг, среди которых были и предложения развлечений и информации. В течение XIX в. наиболее показательными примерами использования этих факторов можно считать театр- варьете и массовую прессу.
Уже упоминавшиеся издатели в США оценили и попытались адаптировать к своему бизнесу появившиеся незадолго до этого модели торговли, в которых очень низкие цены на различные товары привлекали большой объем покупателей и таким образом прибыль обеспечивалась в первую очередь за счет оборота. Появилось несколько проектов максимально дешевых газет, рассчитанных на более широкие, чем у дорогой элитной прессы продажи, но первые опыты провалились. Выяснилось, что при этом предприниматели не учли важности других характеристик продукта, кроме доступной цены, например, своевременность распространения. Успех в 1833-1835 гг. пришел к нью-йоркскому издателю Бенджамену Дэю, подошедшему к своему проекту с более продуманной стратегией, которую сегодня можно было бы назвать маркетинговой. Кроме минимальной цены, он предложил оригинальную концепцию контента (легшую в основу последующих вариантов бульварной или так называемой желтой прессы), понятного и интересного малообразованной публике. И сделал упор не на требующую больших издержек подписку, а на продажи с помощью низкооплачиваемых уличных разносчиков. Таким образом, его газета «Нью-Йорк сан» («Ые^ Уогк 5ип») была запущена в условиях конкуренции, причем не столько с другими медийными продуктами, но практически со всеми дешевыми товарами, на которые могли потратить 1-2 цента потенциальные потребители. Поэтому важно, что читателям были предложены доступная цена и уникальные качественные характеристики продукта, например, возможность получения дешевых и близких им эмоций, а для дистрибуции использованы эффективные каналы, обеспечивавшие одновременно широкий охват, низкие издержки и возможности продвижения, без которого массовому продукту уже было не обойтись.
В течение 1830— 1840-х годов Дэй и несколько его американских последователей, а почти одновременно с ними и ряд европейских предпринимателей, в первую очередь французы Жирарден и Дютак, выработали прагматичный подход к издательской деятельности. В нем просчитывались переменные и постоянные издержки, учитывалась тиражная спираль и другие показатели наращивания оборота, а также различные варианты привлечения читателей-потребителей. Доминанта при получении прибыли окончательно сместилась с высокого возврата на единицу продукции к возможностям конвейерного производства и воспроизводства и использованию эффекта масштаба при работе с широкими потребительскими группами. Эта модель оставалась главной на протяжении всего XIX в. и постепенно распространялась по Европе и Северной Америке, с наибольшим успехом в США и Франции. Здесь многие газеты достигали тиражей в десятки, а потом и сотни тысяч экземпля
ров и получали прибыли, измеряемые шестизначными цифрами. В различных странах условия для ведения бизнеса были очень непохожими, в первую очередь в результате действия политических факторов, но к рубежу XIX—XX вв. в большинстве ведущих держав политическая ситуация уже не мешала работе рынков и реализации предпринимательских инициатив, в частности в газетном бизнесе.
Анализируя перемены, произошедшие в 1890—1900-е годы, следует остановиться на одной важнейшей тенденции — изменении роли и места рекламы в экономике СМИ. Часто развитие массовой рекламы и массовой прессы рассматривают как параллельные процессы, но еше раз подчеркнем, что наиболее успешные проекты дешевых массовых изданий 1830-1880-х годов и местами даже немного позже связаны все еще именно с получением прибыли от продажи конечным потребителям. Платные объявления составляли, конечно, определенную часть выручки популярных газет, но разница между доходами от розницы/подписки и от продажи рекламных площадей могла достигать 8-10 раз. Если посмотреть доступные данные по расходам и доходам некоторых изданий того периода, можно обнаружить, что часто рекламный оборот у них равнялся или даже превышал прибыль и, соответственно, без рекламы они могли бы быть убыточными. Но все-таки, если сравнивать с современной ситуацией, роль рекламы была по сути вспомогательной, и чаше всего она компенсировала только расходы на печать или при больших объемах — на бумагу.
Ситуация начала меняться в самом конце XIX в., когда во многих потребительских секторах стало преобладать массовое производство и появилась реальная необходимость в массовом продвижении предлагаемых продуктов и услуг. Рост маркетинговых инвестиций первыми ощутили на себе журналы, которые на рубеже столетий вошли в новый этап своего развития, тоже превращаясь в массовый коммерческий продукт. А следом начали меняться и ежедневные газеты, в чьих услугах тоже нуждались растущие производители, а также торговцы. Издатели, организовавшие первые полноценные рекламные отделы и начавшие использование маркетинговых исследований (особенно это было актуально для журналов), вроде газетчика Джозефа Пулитцера или журнального гиганта Сайруса Кёртиса, создали огромные и чрезвычайно влиятельные предприятия. В конце концов в 1920-1930-е годы появился и институт коммерческого радио, которое стало использовать рекламу практически как единственный источник дохода и фактор прибыльности.
В начале XX в. соотношение между доходами от распространения медиапродуктов и от рекламы начало меняться, и хотя конкретные показатели в разных странах, отраслях и даже компаниях варьировались, было положено начало процессам, превратившим рекламу в основной
фактор получения прибыли в индустрии новостей и развлечений. Вместе с изменением роли рекламы закончилось и формирование базовых бизнес-моделей, используемых в средствах информации, и хотя информационно-развлекательный сектор динамичен и достаточно гибок, принципиальных инноваций в последующие периоды в моделях получения прибыли уже не происходило.
1.3. Системные трансформации СМИ
под влиянием экономических факторов во второй половине XX в.
К 1940-1950-м годам СМИ оформились в огромные компании и индустрии, игравшие все более заметную роль в национальной экономике и обеспечивавшие в ней заметную долю. С одной стороны, масс- медиа превратились в маркетинговое пространство, без которого было невозможно нормальное функционирование секторов, производивших потребительские товары и услуги. Модели экономического функционирования СМИ к середине века сложились окончательно, и хотя позже открылся ряд дополнительных возможностей, они были уже только элементами усовершенствования имевшихся вариантов, а не оригинальными решениями. В последние несколько десятилетий XX в. особенно интересно проследить структурные изменения, происходившие в ме- диаиндустрии в связи с ее все более тесным взаимодействием с экономиками нового типа, построенными на массовом производстве и маркетинге.
Как мы видели, до XIX в. издательское дело развивалось, периодически соприкасаясь, но преимущественно параллельно общему экономическому развитию, только примеряя на себя важнейшие механизмы и процессы производства и распространения продуктов и услуг. Но на рубеже XIX-XX вв. пресса и возникавшие в результате технологического прогресса новые средства информации и коммуникации оказались уже тесно интегрированы в общий ход экономического развития. Постепенно для СМИ экономические факторы стали более важным стимулом Развития, чем факторы политические, что стало явным во второй половине и особенно последней четверти XX в. Именно тогда влияние политики на медиасистемы стало мало ощутимым в сравнении с воздействием интересов национальных и глобальной экономик и финансовых рынков.
В первые десятилетия прошлого века сначала в американской, а потом и во многих западноевропейских, австралийской, японской
экономиках, хотя и не в таких масштабах, как в США, массовое потребление постепенно становилось все более важным фактором экономического роста. Более ориентированная на потребительские товары и услуги промышленность стимулировала появление системы маркетинговых коммуникаций, основным элементом которой стало медиа- пространство. Конечно, на определенном этапе формирование информационных национальных систем с массовым охватом было обусловлено и потребностями политической жизни. Массовые коммуникации были необходимы для проведения огромных пропагандистских кампаний в авторитарных обществах или для стимулирования национальных избирательных кампаний в формирующихся демократиях. Можно вспомнить, что еще в 1930-е годы распространение телевидения в таких странах, как Англия или Германия, было связано именно с необходимостью воздействия на социальные и политические процессы. В США, где разработки в области телевизионного вещания ограничивались не совсем на тот момент понятными экономическими перспективами нового медиа, становление ТВ шло медленнее. Однако уже после Второй мировой войны стремительный прогресс американского телевидения будет связан именно с особенностями его работы как коммерческого института.
После Второй мировой войны зависимость структурных и технологических перемен в медиаиндустрии от экономических интересов только возросла. Пусть и достаточно условно, вторую половину прошлого столетия можно разделить на два больших этапа, отличающихся друг от друга особенностями макроэкономических и социальных процессов, влиявших на экономику СМИ. Первый из этих условных периодов продлился до середины 1970-х годов, и во многом стал высшей точкой развития тенденций, которые начали формироваться еще в предвоенные десятилетия. На протяжении почти четверти века с конца 1940-х годов в ведущих странах мира наблюдался значительный и при этом достаточно стабильный экономический рост. В отличие от предыдущих эпох, в этой ситуации, возможно, впервые в современной истории, результаты этого роста были ощутимы не только для ограниченных социальных элит, но и для большей части населения. В некоторых странах, вроде США, подобные явления начали ощущаться еще раньше, к примеру, еще в 1920-е годы, когда прошла массовая автомобилизация страны, появилось множество индивидуальных инвесторов и т.д., но тогда прогресс в этом направлении затормозился финансовым, а затем и экономическим кризисом. При этом попытки выхода из сложившейся кризисной ситуации тогда привели к созданию более социально ориентированной государственной политики, облегчению условий деятельности
профсоюзных движений, выработке механизмов социального страхования и пенсионного обеспечения, более гибким налоговым системам и другим мерам, результаты которых были важны для населения в целом.
Исследователи часто называют послевоенный период фордистско- кейнсианской эпохой, отмечая таким образом ее наиболее характерные черты. К ним необходимо отнести экономический рост, связанный во многом с возможностями конвейерного эффективного производства и ориентацией на массовый спрос. При этом производители не просто генерировали прибыли, как это было в прошлом, а за счет больших зарплат, социальных гарантий и других условий для своих сотрудников превращали их в активных потребителей ими же производимой продукции и обеспечивали рост объемов прибыли за счет масштабов потребления. Одновременно с этим государство играет более активную роль в экономике как собственник и как регулятор, в частности, за счет гибкого налогообложения и инструментов социальных гарантий выстраивая систему перераспределения доходов в обществе, при которой даже малообеспеченные слои могут обеспечивать спрос на основные товары. Таким образом, государство, финансовая система (в первую очередь за счет обеспечения более доступных вариантов кредитования) и производители совместными усилиями стимулировали спрос, а граждане крупнейших государств отвечали на эти усилия растущими объемами потребительских расходов.
В середине XX в. для большинства граждан крупнейших стран стали реальностью неплохой доход, возможность кредитования практически любых нужд, дешевые и доступные товары и, как результат, обеспечение домохозяйств основными благами, создающими основу жизни так называемого среднего класса. В течение нескольких десятилетий люди скупали недоступные им еще недавно товары в огромных объемах, и от производителей и продавцов требовалось только правильно стимулировать растущий спрос. В результате востребованными оказывались услуги СМИ, способных обеспечивать рекламодателям доступ к необходимым аудиториям. В период потребительского бума наиболее востребованной была массовая аудитория, и это серьезным образом повлияло на структуру и экономическое состояние медиаиндустрии и отдельных ее секторов на рассматриваемом этапе.
Среди наиболее важных для нас тенденций, сформировавшихся в этих социальных и экономических условиях, можно выделить две наиболее существенные. Во-первых, растущие маркетинговые потребности потребительской экономики и способность СМИ их удовлетворять привели к тому, что в еще большей степени, чем в начале века, медиаси- стема оказалась ориентированна на взаимодействие с рекламодателем,
а не с конечным потребителем. Во-вторых, поскольку продвижение было ориентировано преимущественно на массового потребителя, то важнейшие сектора, делавшие упор на получение доходов от рекламы, старались получить максимально широкий охват. Отрасли, которым базовый доход приносили потребители, такие как кинопроизводство и кинопрокат или звукозапись, в середине 1940-х годов находились в столь же устойчивом положении, что и пресса или коммерческое радио. Бизнес по производству и продаже музыкальных носителей в последующую четверть века пережил фазу значительного роста, но произошло это из-за того, что у него не оказалось полноценных заменителей, а значит, и конкурентов на рынке. И к тому же от музыки, которую необходимо было покупать, слишком сильно зависела молодежная культура этого периода.
Однако звукозаписывающая отрасль был скорее исключением, и в сложившейся ситуации более показателен пример киноотрасли, которая в течение всего нескольких лет, после того как появилось коммерческое телевидение, оказалась в кризисном положении. В США пиковые значения по числу проданных билетов были достигнуты в 1947 г., уже через 3—4 года эти показатели упали почти в два раза и с тех пор ни разу не поднимались до прежнего уровня, что очень быстро сказалось на доходах отрасли. В странах Европы, где предложение телевизионных программ было более скудным, в кино ходили больше, но также не в тех количествах, что в первые послевоенные годы, да и кино как бизнес в большинстве стран было не столь развито, как в США. В любом случае телевидение стало наиболее ярким образцом масс-медиа новой эпохи: коммерческое телевидение существовало за счет рекламы и стало наиболее массовым медиапространством в истории, посредством 2—3 общенациональных каналов или телесетей охватывая почти все население и почти все потребительские группы. Аудиовизуальный контент, за доступ к которому раньше надо было платить, покупая билеты, теперь стал для потребителей бесплатным. Ведь даже в случае абонентской платы за общественные каналы речь идет скорее о налоге, чем покупке услуги.
В прессе также реклама обеспечивала все большую часть дохода, и, к примеру, в США стоимость ежедневных газет к началу 1970-х годов, особенно при подписке, оказывалась столь низкой, что почти не отличалась от бесплатного распространения, при доле рекламы в обороте около 80%. Совокупный разовый тираж ежедневной прессы в США также рос до начала 1970-х годов, что позволяло газетам поддерживать паритет с телевиден