Раскрывая данную тему, следует сразу определить понятие воли, особенности ее становления, объяснить такие понятия как произвольные и непроизвольные процессы.Далее следует раскрыть этапы развития воли и перейти к объяснению особенностей среды, в которых происходит становление воли, разъяснив влияние родителей, школы в целом и учителя в частности, влияние физического и творческого развития.
Затем следует перейти к описанию возможности упражнения воли в любом возрасте и раскрыть принципы самовоспитания воли.
Тема 29. Темперамент, его типы и свойства.
Данная тема требует от работающего над ней четкого представления этапов развития психологии и понимания того, как может меняться сущность одного и того же понятия с течением времени.
Раскрывать эту тему следует, начиная с момента образования понятия темперамент и выделения его четырех типов Гиппократом. Здесь следует остановиться на том, что стало основой для выделения типов темперамента, принципа образования их названий.
|
|
Затем следует проследить процесс расширения и изменения понятия темперамент в истории развития психологии, обязательно остановившись на понятии типа нервной системы (И.П. Павлова) и раскрыв современное представление о темпераменте.
Тема 31. Потребности и мотивы: их виды и иерархия.
Раскрывая данную тему необходимо описать такие понятия как желание, влечение, нужда, потребность, мотивация и мотив, дав каждому из них определение. Важно остановиться на понятии потребность и классификации потребностей, данной А. Маслоу. Далее следует определить виды мотиваций, разделив их на 3 основных группы: низшие, промежуточные и высшие, дав описание каждой группы и мотиваций в нее входящих.
Обязательно ввести понятие иерархии, дав ему определение. И попытаться объяснить систему доминирования той или иной мотивации исходя из «принципа доминанты», предложенного Ухтомским А.А.