double arrow
Тема 38. Гуманистическая психология и ее значение для современной психологии

Гуманистическая психология, как направление в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В этой контрольной работе следует изучить основные предпосылки появления гуманистической психологии, ее методологические позиции и основные предметы анализа (высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение).

В конце работы необходимо дать сравнительный анализ основных положений гуманистической психологии и какого-либо другого направления в психологии, например, психоанализа или бихевиоризма.

5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ

1. Учения античных философов о душе.

2. Житейская и научная психология: связь и различия.

3. Психология как система наук.

4. Этапы психического развития в филогенезе.

5. Чувствительность, раздражимость и ощущения, их свой­ства и различия.

6. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлек­сах.

7. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

8. Бихевиоризм как направление в психологии.

9. Гештальтпсихология.

10. Механизмы психологической защиты.

11. Теории интеллекта.

12. Проблема роли знаний в процессе мышления.

13. Развитие мышления в филогенезе.

14. Место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.

15. Восприятие пространства.

16. Восприятие движения.

17. Восприятие времени.

18. Творческое мышление, его особенности и условия его развития.




19. Нарушения памяти.

20. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.

21. Основные виды речи.

22. Проблема функций воли в психологии.

23. Психологические теории эмоций.

24. Адаптация и гомеостаз.

25. Сон как состояние организма человека.

26. Воля как процесс сознательного регулирования поведения.

27. Иерархическое строение мотивационной сферы личности.

28. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

29. Концепции структуры личности.

30. Культурно-исторический подход к изучению личности.

31. Компенсация способностей.

32. Психологические особенности одаренных детей.

33. Индивидуальный стиль деятельности человека и темперамент.

34. Темперамент и личность.

35. Психолоия гениальности.

36. Механизмы формирования характера.

37. Возникновение и развитие общения в онтогенезе.

38. Роль межличностных отношений в общении.

39. Развитие межличностных отношений.



40. Понятие, критерии и уровни эффективного общения.

41. Межличностное общение в деловом взаимодействии.

6. МИНИМУМ БАЗИСНЫХ ПОНЯТИЙ, ВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий.

Анализатор - сложная нейрофизиологическая система, представляющая собой органическую основу ощущений. Включает рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. Понятие Анализатора предложил И. П. Павлов.

Анимизм - ложное воззрение, господствовавшее в родовом обществе и наделявшее природные объекты сверхъестественным "двойником" - душой.

Антропоморфизм- перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы.

Ассоциативная психология- совокупность разнородных по своей философской-научной сущности психологических направлений, использовавших ассоциацию как главный объяснительный принцип. Эти направления возникли и оформились в XVII-XIX вв., получив распространение преимущественно в Англии; первое было порождено стремление внедрить детермистический подход к объяснению психических явлений. В XX веке А. п. нашла продолжение в бихевиоризме, предельно заострившем свойственные ей механистические тенденции.

Ассоциация- 1. Связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам. 2. Группа, межличностные отношения в которой опосредствованы личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Аффект- психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Прилагательное "аффективный" означает яркую эмоциональную окрашенность соответствующих психических явлений: аффективный тон, аффективное состояние, аффективная ассоциация.

Бихевиоризм- теоретическое и экспериментальное направление в психологии, порожденное механистическим подходом к человеку. Возникло в США во тором десятилетии XX в. и сводило круг психологических явлений, подлежащих научному изучению, к реакциям организма на внешние и внутренние воздействия - стимулы.

Внутренняя речь- особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предикативностью, фрагментарностью и предельной свернутостью грамматической структуры; интериоризованная внешняя речь, первоначально предназначавшаяся для общения, а затем ставшая внутренним инструментом мышления и регуляции деятельности.

Возбудимость- способность живой системы быстро переходить из состояния физиологического покоя к деятельному под влиянием раздражения. Имеет в своей основе сложный комплекс физико-химических процессов, в наиболее отчетливой форме проявляется в нервной и мышечной тканях.

Генетический метод- способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших к высшим. Широко используется в советской психологической науке и является для нее одним из ведущих.

Гештальтпсихология- направление идеалистической психологии, возникшее в XX веке в Германии. В противоположность ассоциативной психологии в качестве первичных "элементов" сознания рассматривала не ощущения и представления, некоторые целостные "психологические структуры", или "гештальты".

Движущие силы психического развития- совокупность внешних и внутренних условий, определяющих направление, содержание и уровень психического развития. Одной из основных движущих сил психического развития является разрешение постоянно воспроизводимого в процесса развития личности противоречия между ее потребностями, изменяющими деятельность, и реальными условиями их удовлетворения.

Дедукция- логические вывод в процессе мышления от общего к частному. Антоним - "индукция".

Действие- относительно автономный элемент деятельности, направленный на достижение определенной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Детерминизма принцип- философско-методологический принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, порождается действие материальных причин и законов. Один из основных методологических принципов советской психологии. Детерминистическое объяснение в психологии предполагает поиск и анализ причин явлений в конкретных общественно-исторических условиях существования и жизнедеятельности человека.

Деятельность- специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира.

Дуализм- идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равноправные начала. Согласно дуализму реальность состоит из двух независимых субстанций - духа и материи. В психологии дуализм явился основой идеалистической концепции психофизического параллелизма.

Единства сознания и деятельности принцип- утверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философско-методологический принципов советской психологической науки.

Идентификация- процесс, в ходе и результате которого индивид сознательно или бессознательно отождествляет себя с другими людьми на основе существующих между ними эмоциональных связей (эмпатии), действуя так, как если бы он был тем лицом, с которым данная связь существует.

Импульсивное- непроизвольное (действие), возникающее под воздействием ситуации и недостаточно контролируемое сознанием.

Индифферентный- безразличный, не принимающий участия.

Индукция- 1. В нейрофизиологии - распространение вызванного раздражителем возбуждения за пределы первичного очага. 2. Логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Антоним - "дедукция".

Инстинкт- 1. Сложная врожденная форма безусловнорефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения. 2. Врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением.

Интериоризация- процесс превращения, преобразования внешних, реальных действий с предметами во внутренние, идеальные. Антоним - "экстериоризация".

Интровертированность- индивидуальная характерологическая особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу. Антоним - "экстравертированность".

Интроспекция- изощренное самонаблюдение внутренних психологических состояний и процессов. Идеалистической психологией рассматривалась как единственный метод изучения психических явлений, якобы дающий возможность непосредственного проникновения в их сущность.

Интроспективная психология- совокупность разнородных психологических направлений, рассматривавших интроспекцию в качестве основного метода психологического исследования. Философская основа интроспективной психологии - идеалистическое представление о сознании.

Константность восприятия- относительное постоянство образов предметов, в частотности их формы, цвета и величины при заметных изменениях в физических условиях восприятия.

Модальность- качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительные, слуховые, тактильные и кинестезические ощущения.

Мотив- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет собой ее предметное воплощение.

Моторный- связанный с мышечно-двигательной системой организма.

Навык- способ выполнения действия, ставший в результате многократного инвариантного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа навыка - динамический стереотип.

Наглядно-действенное мышление- мыслительный процесс, протекающий с участием реально выполняемых действия и операций с предметами и в качестве необходимого звена успешности включающий оперирование наглядными образами.

Общественный опыт- система знаний, умений и навыков, накопленная человечеством в процессе исторического развития и закрепленная в предметах культуры.

Опосредствование- определение вещей, понятий и явлений, раскрытие их сущности через отношение к другим вещам, понятиям и явлениям. Система специфических для коллектива межличностных отношений, например, определена опосредствованно через их связь и зависимость от содержания общественно ценной совместной деятельности.

Ориентировочная реакция- сложная, специфическая реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Перцептивный- относящийся к сфере восприятия.

Подсознательное- совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение и содержание сознания.

Понятие- обобщающая мысль о предмете или явлении, выделяющая в нем ряд существенных и в совокупности специфических признаков.

Потребность- основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Проблемная ситуация- существующая в реальности или создаваемая в эксперименте ситуация, в которой перед индивидом - человеком или подопытным животным - возникают задачи, требующие интеллектуальной деятельности.

Развития принцип- методологический принцип, требующий изучения психических явлений в процессе их развития. Является одним из основных для советской психологической науки. Методической реализацией развития принципа выступает генетический метод.

Раздражимость - свойственная всем животным образованиям способность реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Первичное проявление деятельности живой системы, воплощающее основное ее свойство - отражать воздействия внешней среды.

Рефлексия- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Семантический- относящийся к смыслу и значению слов или выражений.

Сензитивность- чувствительность к воздействиям стимулов.

Сенсорный- чувственный, относящийся к органам чувств.

Словесно-логическое мышление- мыслительный процесс, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями без непосредственной опоры на материальные действия или данные чувственного опыта.

Сознание- высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений.

Социометрия- совокупность стандартизированных методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа симпатий в группах и коллективах.

Стимул- внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.

Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризющих динамическую сторону ее деятельности. В основе темперамента лежат типы высшей нервной деятельности, однако он зависит от социальных условий жизни человека.

Тест- стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные тесты могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике.

Тип высшей нервной деятельности- устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности, определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы, но зависимый и от социальных условий жизнедеятельности человека.

Установка- внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности.

Функциональная система- нейродинамическое прижизненное новообразование, представляющее собой материальный субстрат высших психических функций и способностей человека.

Чувствительность- 1. Психологическая форма отражения живыми существами воздействия окружающей среды; проявление раздражимости по отношению к стимулам, не обладающим непосредственной биологической значимостью. 2. Способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Эгоцентрическая речь- речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Экстериоризация- переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Антоним - "интериоризция".

Экстравертированность- характерилогическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и несклонности к углубленному самоанализу. Антоним - "интровертированность".

Эмпатия- способность понимания психических состояний других людей и сопереживания им. Действенной формой эмпатии является эмоциональная идентификация.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Социальный менеджмент»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология»

на тему:

Работу выполнил:

студент ___курса специальность________

_______________Ф.И.О.

Работу проверил:

доц. ___________Ф.И.О.

Санкт–Петербург

Приложение 2






Сейчас читают про: