Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 38. Гуманистическая психология и ее значение для современной психологии




Гуманистическая психология, как направление в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В этой контрольной работе следует изучить основные предпосылки появления гуманистической психологии, ее методологические позиции и основные предметы анализа (высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение).

В конце работы необходимо дать сравнительный анализ основных положений гуманистической психологии и какого-либо другого направления в психологии, например, психоанализа или бихевиоризма.

5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ

1. Учения античных философов о душе.

2. Житейская и научная психология: связь и различия.

3. Психология как система наук.

4. Этапы психического развития в филогенезе.

5. Чувствительность, раздражимость и ощущения, их свой­ства и различия.

6. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлек­сах.

7. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

8. Бихевиоризм как направление в психологии.

9. Гештальтпсихология.

10. Механизмы психологической защиты.

11. Теории интеллекта.

12. Проблема роли знаний в процессе мышления.

13. Развитие мышления в филогенезе.

14. Место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.

15. Восприятие пространства.

16. Восприятие движения.

17. Восприятие времени.

18. Творческое мышление, его особенности и условия его развития.

19. Нарушения памяти.

20. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.

21. Основные виды речи.

22. Проблема функций воли в психологии.

23. Психологические теории эмоций.

24. Адаптация и гомеостаз.

25. Сон как состояние организма человека.

26. Воля как процесс сознательного регулирования поведения.

27. Иерархическое строение мотивационной сферы личности.

28. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

29. Концепции структуры личности.

30. Культурно-исторический подход к изучению личности.

31. Компенсация способностей.

32. Психологические особенности одаренных детей.

33. Индивидуальный стиль деятельности человека и темперамент.

34. Темперамент и личность.

35. Психолоия гениальности.

36. Механизмы формирования характера.

37. Возникновение и развитие общения в онтогенезе.

38. Роль межличностных отношений в общении.

39. Развитие межличностных отношений.

40. Понятие, критерии и уровни эффективного общения.

41. Межличностное общение в деловом взаимодействии.

6. МИНИМУМ БАЗИСНЫХ ПОНЯТИЙ, ВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий.

Анализатор - сложная нейрофизиологическая система, представляющая собой органическую основу ощущений. Включает рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. Понятие Анализатора предложил И. П. Павлов.

Анимизм - ложное воззрение, господствовавшее в родовом обществе и наделявшее природные объекты сверхъестественным "двойником" - душой.

Антропоморфизм- перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы.

Ассоциативная психология- совокупность разнородных по своей философской-научной сущности психологических направлений, использовавших ассоциацию как главный объяснительный принцип. Эти направления возникли и оформились в XVII-XIX вв., получив распространение преимущественно в Англии; первое было порождено стремление внедрить детермистический подход к объяснению психических явлений. В XX веке А. п. нашла продолжение в бихевиоризме, предельно заострившем свойственные ей механистические тенденции.

Ассоциация- 1. Связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам. 2. Группа, межличностные отношения в которой опосредствованы личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Аффект- психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Прилагательное "аффективный" означает яркую эмоциональную окрашенность соответствующих психических явлений: аффективный тон, аффективное состояние, аффективная ассоциация.



Бихевиоризм- теоретическое и экспериментальное направление в психологии, порожденное механистическим подходом к человеку. Возникло в США во тором десятилетии XX в. и сводило круг психологических явлений, подлежащих научному изучению, к реакциям организма на внешние и внутренние воздействия - стимулы.

Внутренняя речь- особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предикативностью, фрагментарностью и предельной свернутостью грамматической структуры; интериоризованная внешняя речь, первоначально предназначавшаяся для общения, а затем ставшая внутренним инструментом мышления и регуляции деятельности.

Возбудимость- способность живой системы быстро переходить из состояния физиологического покоя к деятельному под влиянием раздражения. Имеет в своей основе сложный комплекс физико-химических процессов, в наиболее отчетливой форме проявляется в нервной и мышечной тканях.

Генетический метод- способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших к высшим. Широко используется в советской психологической науке и является для нее одним из ведущих.

Гештальтпсихология- направление идеалистической психологии, возникшее в XX веке в Германии. В противоположность ассоциативной психологии в качестве первичных "элементов" сознания рассматривала не ощущения и представления, некоторые целостные "психологические структуры", или "гештальты".

Движущие силы психического развития- совокупность внешних и внутренних условий, определяющих направление, содержание и уровень психического развития. Одной из основных движущих сил психического развития является разрешение постоянно воспроизводимого в процесса развития личности противоречия между ее потребностями, изменяющими деятельность, и реальными условиями их удовлетворения.

Дедукция- логические вывод в процессе мышления от общего к частному. Антоним - "индукция".

Действие- относительно автономный элемент деятельности, направленный на достижение определенной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Детерминизма принцип- философско-методологический принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, порождается действие материальных причин и законов. Один из основных методологических принципов советской психологии. Детерминистическое объяснение в психологии предполагает поиск и анализ причин явлений в конкретных общественно-исторических условиях существования и жизнедеятельности человека.

Деятельность- специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира.

Дуализм- идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равноправные начала. Согласно дуализму реальность состоит из двух независимых субстанций - духа и материи. В психологии дуализм явился основой идеалистической концепции психофизического параллелизма.

Единства сознания и деятельности принцип- утверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философско-методологический принципов советской психологической науки.

Идентификация- процесс, в ходе и результате которого индивид сознательно или бессознательно отождествляет себя с другими людьми на основе существующих между ними эмоциональных связей (эмпатии), действуя так, как если бы он был тем лицом, с которым данная связь существует.

Импульсивное- непроизвольное (действие), возникающее под воздействием ситуации и недостаточно контролируемое сознанием.

Индифферентный- безразличный, не принимающий участия.

Индукция- 1. В нейрофизиологии - распространение вызванного раздражителем возбуждения за пределы первичного очага. 2. Логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Антоним - "дедукция".

Инстинкт- 1. Сложная врожденная форма безусловнорефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения. 2. Врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением.

Интериоризация- процесс превращения, преобразования внешних, реальных действий с предметами во внутренние, идеальные. Антоним - "экстериоризация".

Интровертированность- индивидуальная характерологическая особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу. Антоним - "экстравертированность".

Интроспекция- изощренное самонаблюдение внутренних психологических состояний и процессов. Идеалистической психологией рассматривалась как единственный метод изучения психических явлений, якобы дающий возможность непосредственного проникновения в их сущность.

Интроспективная психология- совокупность разнородных психологических направлений, рассматривавших интроспекцию в качестве основного метода психологического исследования. Философская основа интроспективной психологии - идеалистическое представление о сознании.

Константность восприятия- относительное постоянство образов предметов, в частотности их формы, цвета и величины при заметных изменениях в физических условиях восприятия.

Модальность- качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительные, слуховые, тактильные и кинестезические ощущения.

Мотив- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет собой ее предметное воплощение.

Моторный- связанный с мышечно-двигательной системой организма.

Навык- способ выполнения действия, ставший в результате многократного инвариантного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа навыка - динамический стереотип.

Наглядно-действенное мышление- мыслительный процесс, протекающий с участием реально выполняемых действия и операций с предметами и в качестве необходимого звена успешности включающий оперирование наглядными образами.

Общественный опыт- система знаний, умений и навыков, накопленная человечеством в процессе исторического развития и закрепленная в предметах культуры.

Опосредствование- определение вещей, понятий и явлений, раскрытие их сущности через отношение к другим вещам, понятиям и явлениям. Система специфических для коллектива межличностных отношений, например, определена опосредствованно через их связь и зависимость от содержания общественно ценной совместной деятельности.

Ориентировочная реакция- сложная, специфическая реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Перцептивный- относящийся к сфере восприятия.

Подсознательное- совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение и содержание сознания.

Понятие- обобщающая мысль о предмете или явлении, выделяющая в нем ряд существенных и в совокупности специфических признаков.

Потребность- основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Проблемная ситуация- существующая в реальности или создаваемая в эксперименте ситуация, в которой перед индивидом - человеком или подопытным животным - возникают задачи, требующие интеллектуальной деятельности.

Развития принцип- методологический принцип, требующий изучения психических явлений в процессе их развития. Является одним из основных для советской психологической науки. Методической реализацией развития принципа выступает генетический метод.

Раздражимость - свойственная всем животным образованиям способность реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Первичное проявление деятельности живой системы, воплощающее основное ее свойство - отражать воздействия внешней среды.

Рефлексия- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Семантический- относящийся к смыслу и значению слов или выражений.

Сензитивность- чувствительность к воздействиям стимулов.

Сенсорный- чувственный, относящийся к органам чувств.

Словесно-логическое мышление- мыслительный процесс, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями без непосредственной опоры на материальные действия или данные чувственного опыта.

Сознание- высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений.

Социометрия- совокупность стандартизированных методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа симпатий в группах и коллективах.

Стимул- внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.

Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризющих динамическую сторону ее деятельности. В основе темперамента лежат типы высшей нервной деятельности, однако он зависит от социальных условий жизни человека.

Тест- стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные тесты могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике.

Тип высшей нервной деятельности- устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности, определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы, но зависимый и от социальных условий жизнедеятельности человека.

Установка- внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности.

Функциональная система- нейродинамическое прижизненное новообразование, представляющее собой материальный субстрат высших психических функций и способностей человека.

Чувствительность- 1. Психологическая форма отражения живыми существами воздействия окружающей среды; проявление раздражимости по отношению к стимулам, не обладающим непосредственной биологической значимостью. 2. Способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Эгоцентрическая речь- речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Экстериоризация- переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Антоним - "интериоризция".

Экстравертированность- характерилогическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и несклонности к углубленному самоанализу. Антоним - "интровертированность".

Эмпатия- способность понимания психических состояний других людей и сопереживания им. Действенной формой эмпатии является эмоциональная идентификация.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Социальный менеджмент»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология»

на тему:

Работу выполнил:

студент ___курса специальность________

_______________Ф.И.О.

Работу проверил:

доц. ___________Ф.И.О.

Санкт–Петербург

Приложение 2





Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 629; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8398 - | 8018 - или читать все...

Читайте также:

  1. Emic” и “etic” подходы в этнопсихологии. Примеры их реализации
  2. I. 1. 1. Понятие о психологии
  3. I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия - методологическая основа научной психологии
  4. I. 2. 2. Современная психология и ее место в системе наук
  5. I. 2.4. Принципы и методы исследования современной психологии
  6. II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) – психология как наука о сознании
  7. II. 4.1. Понятие о личности в психологии
  8. II. Аудиторная работа. Актуальность темы.Рациональнаяфармакотерапия является одним из наиболее актуальных направлений разития современной медицины.При назначении лекарств необходимо
  9. IV. Практическая психология
  10. А Основные методы современной биотехнологии. Метод полимеразной цепной реакции, его основные принципы, цели. (Молитесь, чтобы вам это не попалось. Прим. автора)
  11. А Основные методы современной биотехнологии. Методы секвенирования ДНК, его основные принципы, цели
  12. А) Характеристика современной науки


 

35.175.120.174 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.