Э. непрерывного действия называют землеройную машину, непрерывно разрабатывающую и одновременно транспортирующую грунт в отвал или транспортное средство. Э. продольного копания называют траншейными, поперечного и радиального – карьерными. Траншейные э. применяют для рытья траншей под водопроводы, канализацию, газонефтепроводы, электрические и телефонные кабели, ленточные фундаменты зданий. Карьерные применяют для добычи полезных ископаемых, строительных материалов, удобрений и выемки грунта из котлована, а также – на планировании откосов, на строительстве крупных каналов. Э. применяют для разработки грунтов I, II, III групп без крупных минеральных включений (по размерам не более 0,25 ширины режущей кромки и 25% объема ковша) и пней деревьев и совершенно однородных грунтов IV группы. Экскаватор непрерывного действия - землеройная машина, в которой ковши или скребки укреплены на бесконечной цепи, огибающей ковшовую раму (цепной экскаватор) или на роторе (колесе) большого диаметра (роторный экскаватор).По способу разработки грунта различают экскаваторы непрерывного действия продольного копания и поперечного; по типу привода - с двигателем внутреннего сгорания, с дизель-электрической силовой установкой и с электродвигателями, питаемыми от сети; по типу ходового оборудования - на гусеничном, рельсовом, шагающем и на пневмоколесном ходу; по назначению - траншейные, карьерные цепные и карьерные роторные. Экскаваторы непрерывного действия продольного копания применяют в основном для рытья траншей, поперечного (реже радиального веерного) копания - для выполнения вскрышных работ и при добыче полезных и нерудных материалов (глины и другие), а также в мелиоративном и гидротехническом строительстве. Для получения необходимых профиля и ширины резания грунта применяют ковши различной ширины и формы, ковши с уширителями и откосниками, ковши, расположенные в два ряда или в шахматном порядке. Ковшовая рама (или ротор с ковшами) с помощью подъемного механизма может изменять свое положение в вертикальной плоскости и соответственно глубину разработки траншей и передвигать экскаватор в нерабочем положении при поднятой стреле. Для отбрасывания грунта в отвал и подачи его в транспортные средства применяют ленточные конвейеры длиной 3-5 м со скоростью движения лент до 3,5 м/с. В зависимости от условий используют К. напольные и подвесные. Напольные К. могут быть стационарными, передвижными или переносными. На К. можно перемещать груз в горизонтальной или близкой к ней наклонной плоскости (ленточные, пластинчатые, тележечные, скребковые, роликовые, винтовые, вибрационные, качающиеся); в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (скребковые, ковшовые, винтовые, вибрационные К.); в любой плоскости. В последнем случае К. состоят из чередующихся горизонтальных, вертикальных или наклонных участков (подвесные, ковшовые, скребковые, люлечные и др.). Кроме того, К. могут различаться в зависимости от рода перемещаемых грузов — насыпных или штучных. Конструкция некоторых К. позволяет транспортировать как насыпные, так и штучные грузы. Особые группы К. составляют Элеваторы, вертикальные К. с подвесными ковшами, люльками или полками, Эскалаторы, специальные пластинчатые и ленточные К. для перемещения людей, шагающие конвейеры (См. Шагающий конвейер), триммеры, стакеры для штабелирования брёвен, а также комбинированные (например, роликоленточные К. типа «Рапистан», обеспечивающие удержание штучных грузов на спусках с заданными интервалами) и т.д. Многоковшовые экскаваторы различаются по типу рабочего органа, характеру перемещения его в пространстве забоя и назначению. По первому признаку выделяют: цепные экскаваторы и роторные экскаваторы. В зависимости от характера движения рабочего органа многоковшовые экскаваторы бывают: продольного копания, у которых направление рабочего движения исполнительного органа (цепи, ротора, фрезы) совпадает с направлением перемещения машины, например траншейные цепные и роторные многоковшовые экскаваторы; поперечного копания (обычно с неповоротной платформой) — направление рабочего движения исполнительного органа (скребка, ковша ротора или цепи) перпендикулярно направлению перемещения машины; радиального копания, у которых исполнительный орган (ковшовая цепь, ротор) вместе с платформой поворачивается на опорном круге относительно базы (ходовой части) машины. Роторные и цепные многоковшовые экскаваторы эффективно разрабатывают массив горных пород как выше, так и ниже уровня стояния машины; фрезерные – главным образом на уровне стояния по высоте не более 0,7 диаметра фрезы. Работа скребковых многоковшовых экскаваторов построена на принципе обрушения породы с уступа, находящегося выше уровня стояния машины.. Карьерные роторные экскаваторы верхнего резания располагаются у подошвы забоя, а их роторы вращаются таким образом, что ковши при наполнении двигаются снизу вверх от экскаватора. Карьерные роторные и цепные экскаваторы нижнего резания располагаются над забоем, а их ковши наполняются при движении снизу вверх к экскаватору. Роторные экскаваторы непрерывного действия оснащены роторным рабочим органом, который представляет собой металлическое колесо, на ободе которого через равные промежутки установлены ковши. Глубина траншеи, нарезаемой роторным экскаватором, не может превышать 0,57 диаметра роторного колеса, измеренного по режущим кромкам ковшей. Скорость движения ковшей роторного экскаватора выше, чем цепного, а его производительность определяется окружной скоростью ротора, которая ограничена возможностью гравитационной разгрузки.
| Экскаватор непрерывного действия продольного копания Экскаватор продольного копания | Экскаватор непрерывного действия, основной рабочий орган которого совершает движение в направлении, совпадающем с направлением передвижения экскаватора | |
| Экскаватор непрерывного действия поперечного копания Экскаватор поперечного копания | Экскаватор непрерывного действия, основной рабочий орган которого совершает движение в плоскости, перпендикулярной к направлению передвижения экскаватора | |
| Экскаватор непрерывного действия радиального копания Экскаватор радиального копания | Экскаватор непрерывного действия, основной рабочий орган которого может поворачиваться относительно вертикальной или горизонтальной оси экскаватора | |






