Последствия государственного долга для экономики

1) Долг приводит к вытеснению частных инвестиций, что сдерживает экономический рост: ↑ гос. долга => ↑ гос. расходы => ↑ спрос на деньги => ↑ % по кредитам => ↓ частных инвестиций;

2) Передача части реальной продукции страны в распоряжение других стран (внешний долг), что значительно сокращает потребление внутри данной страны;

3) Увеличение налогов для покрытия долга =>снижение экономической активности;

4) Неравенство перераспределения национального дохода – в пользу держателей ГКО и др. ценных государственных бумаг;

5) При внешнем долге возникает зависимость страны от международных кредитных организаций и стран.

Россия к заимствованию финансовых средств на международной арене стала активно прибегать в конце XIX в., так называемые «царские долги». Второй всплеск внешних заимствований произошел на завершающем этапе существования СССР. Российская Федерация в 90-е гг. так же активно одалживало деньги у МВФ.

В 1997 г. внешний долг России составил: $ 400 млн. – «царские долги», $110 млрд. – долги СССР, $ 27 млрд. – российские долги. На 1 января 2000 г. – $166,2 млрд. (на 1 чел. – $ 1100), на 1 октября 2001 г. – $ 156,6 млрд. С 2002 – 2003 гг. Россия начинает досрочно погашать внешние долги, одновременно списывая долги другим странам. К началу 2003 г. долг бывшего СССР снизился с $ 61,2 млрд. до $ 55,3 млрд., а общий внешний долг составил 40% от ВВП, что по международным критерием считается положительным показателем. К концу 2005 г. внешний долг России снизился до $ 80 млрд., а к маю 2006 г. – до $ 50 млрд. или менее 10% от ВВП (для вступления в Евросоюз требуется иметь не более 60% долгов от ВВП). 22 августа 2006 г. Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов. Однако столь радужная картина с погашением государственной внешней задолженности омрачается ростом частного внешнего долга российских компаний – май 2006 г. – $ 109,8 млрд., что может отрицательно повлиять на привлекательность российской экономики.

Самым же большим должником в мире являются Соединенные Штаты Америки – в 1994 г. общий государственный долг составил $ 4 трлн. и каждую секунду он рос на $ 13 тыс. Только за 2005 г. внутренний долг США возрос на $ 521 млрд. В марте 2006 г. США оказались на грани дефолта, так как общий государственный долг достиг $ 8,2 трлн. (по закону дефолт объявляется при $ 8,3 трлн. задолженности), а с учетом бюджетных дефицитов штатов – $ 38 трлн. Ежегодно на погашение задолженности США расходует до 72% ВВП.

Таким образом, в современном мире актуальнейшей проблемой являются государственные долги. Наличие огромной задолженности в США существенно подрывает мировое экономическое пространство, создает проблемы для партнеров по бизнесу, способствует нарастанию напряженности в отношениях Запада и Востока.

В заключении следует остановиться еще на одном вопросе. Благоприятная мировая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей способствовала подъему российской экономики (тема экономического роста). Начиная с 2000 г. российские федеральные бюджеты сводились с профицитом (в 2007 г в проекте бюджета он закладывается в размере 1,5 трлн. рублей), что позволило в 2003 г. впервые за всю историю создать стабилизационный фонд. Согласно принятому закону, часть его средств можно расходовать на социально-экономическое развитие при размере фонда не менее 500 млрд. рублей. На начало 2004 г. в нем было аккумулировано 122 млрд. руб., в апреле – мае 2005 г. – 700 млрд. руб., на 1 февраля 2006 г. – 1 трлн. 425 млрд. рублей. Средства фонда растут с опережающими темпами, только в 2007 г. профицит российского бюджета ожидается в размере 776 млрд. рублей. Все это привело к острейшей дискуссии, развернувшейся среди экономистов – Что делать с фондом? Куда расходовать средства? Принято решение о частичном использовании средств стабилизационного фонда на строительство дорог, мостов, портов, на развитие рыночной инфраструктуры, а главное – на погашение государственных долгов. В мае 2006 г. все средства фонда размещены на счетах в Центральном Банке России в пропорции: 45% – в долларах, 45% – в евро, 10% – фунтах стерлингах.

Вопросы для повторения

1. Что такое фискальная политика? Каковы ее цели? Какие виды фискальной политики выделяются? В чем недостатки дискреционной фискальной политики?

2. В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?

3. Что такое государственный бюджет? Каковы источники его доходов? На какие цели расходуется государственный бюджет?

4. Какую процедуру утверждения проходит федеральный бюджет в России?

5. Классифицируйте налоги. При каких условиях возможно существование регрессивной системы налогообложения?

6. Какие преференции по подоходному налогу предусматривает российское законодательство?

7. Каковы последствия бюджетного дефицита? Какие подходы к его регулированию существуют? Каковы источники покрытия бюджетного дефицита?

8. Как обстоит дело в России с погашением государственного долга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: