Конкуренция – общественная форма соперничества участников рыночного хозяйства за достижение наилучших условий производства, купли и продажи товара.
Виды:
1) Ценовая – это борьба за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек и снижения цен на продукцию без изменения ее качества и ассортимента (возможна за счет установления монопольной цены).
2) неценовая – аналогичные товары продаются по разным ценам; основа этого – различное качество, разный объем предоставляемых услуг, сервис, реклама. В результате расширяется число потребителей, которое за разное качество готовы платить по-разному. Здесь выигрывает тот, кто что-нибудь придумает.
Конкурентоспособность - это способность производителя воздействовать на рынок и прежде всего на цену. Выделяют:
а) совершенную конкуренцию (на рынке много продавцов и покупателей; ни один продавец не может оказывать своего влияния на рынок производимой или продаваемой продукции, т.к. у него невелики объемы производства; свободный вход на рынок и выход из него; товар недифференцирован.
|
|
б) несовершенная конкуренция (предприятия не являются абсолютно свободными в своих действиях и их поведение зависит от реакции других фирм; вход и выход не является свободным, он ограничен (размером капитала, наличием ноу-хау); разное количество продавцов и покупателей на рынке.
Несовершенная конкуренция определяет три типа рыночных структур:
1. Рынок монополистической конкуренции: большое количество продавцов; товары однородны, но различаются.
2. Рынок олигополии: многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами (обратная ситуация – олигопсония).
3. Чистая монополия – производитель влияет на рыночную цену продаваемого товара и одновременно на рыночную цену приобретаемых ресурсов, контролируя всю или большую часть производства и реализации (монопсония – 1 покупатель).