double arrow

Классы вязкости трансмиссионных масел


Класс вязкости Группа по эксплуатационным свойствам
ТМ-1 ТМ-2 ТМ-3 ТМ-4 ТМ-5
--- ТМ-2-9 ТМ-3-9 ТМ-4-9 ТМ-5-9
--- ТМ-2-12 ТМ-3-12 ТМ-4-12 ТМ-5-12
ТМ-1-18 ТМ-2-18 ТМ-3-18 ТМ-4-18 ТМ-5-18
ТМ-1-34 ТМ-2-34 ТМ-3-34 ТМ-4-34 ТМ-5-34

В трасмиссионных маслах применяют следующие виды присадок:

1) противоизносные ЭФО – экстракт финальной очистки (фосфора – 1,4 %; цинка – 1,1 %; бария – 2 %);

2) противозадирные ПЗ – 309/2 (серы – 1,7 %; хлора – 2,7 %; фосфора – 1 %).

Отечественная маркировка трансмиссионных масел: А – автомобильное; Т – трансмиссионное; Д – долгоработающее; С – селективной очистки; З – загущенное; К – для автомобиля КамАЗ;

Э – присадка ЭФО (экстракт фенольной очистки); гип– для гипоидных передач;

В – из волгоградских нефтей.

Зарубежная маркировка масел:

W – зимнее; GL – главная смазка; 90 – класс вязкости (номер масла);

API – Американский институт нефти; SAE – Общество американских инженеров.

Например, ТМ-5-18 – трансмиссионное масло, 5-й группы, вязкостью 18 мм2/с (сСт) при 100 оС.

API GL-5, SAE 70W/90 – трансмиссионное масло, 5-й группы, всесезонное, вязкостью 14–25 мм2/с при 100 оС.

Многие нефтеперерабатывающие заводы и российские фирмы помимо масел, выпускаемых по ГОСТам и общеотраслевым техническим условиям, вырабатывают трансмиссионные масла под своей торговой маркой по собственным техническим условиям (ТУ). Разработка (ТУ) предприятиями-изготовителями связана с тем, что масло не по всем показателям отвечает современным требованиям. Однако производство трансмиссионных масел по ТУ возможно лишь в том случае, если на него в установленном порядке оформлен допуск к производству и применению.

В качестве примера приведем несколько торговых марок трансмиссионных масел вырабатываемых российскими фирмами (Омский Супер Т, Ангрол Супер Т, Яр- Марка Супер Т, Новойл-Супер Т, ВЕЛС ТМ). Указанные торговые марки соответствуют по качеству трансмиссионному маслу ТМ-5-18.

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ

Пластичные (консистентные) смазки – высоковязкие мази, применяемые для смазки узлов автомобилей (подшипники ступиц передних и задних колес, рессоры, резьбовые соединения, гибкие валы, шаровые опоры, игольчатые подшипники и т.д.).

Технология изготовления: в качестве загустителя используют парафин (вазелин) и мыла, которые приготавливают, используя щёлочно-земельные металлы: Са, Li, Ва. Наполнителем является масло.

В основу мыла входит растительный или животный жир и щёлочи.

Жир + щёлочь = мыло.

Жир + едкий кальций = кальциевое мыло.

Мыло + минеральное масло = пластичная смазка (ПС).

Все солидолы (плотная смазка) выпускают на основе кальциевого мыла.

Простейшая модель ПС – вата, смоченная маслом.




Пластичная смазка состоит из 80 … 90 % маслянистой основы и

10 … 20 % загустителя мыла. Пластичные смазки часто называют консистентными (отлат. густею).

Промышленность России выпускает:

1. Антифрикционные ПС – для снижения трения в сопряжениях.

2. Защитные или консервационные – для предотвращения коррозии металлов при хранении и эксплуатации.

3. Канатные – для смазки и предотвращения коррозии стальных канатов.

4. Уплотнительные – для герметичности соединений запорной арматуры.

Маркировка ПС:

1. Антифрикционные:

С – среднеплавкие, t плавления до 70 °С;

О – общего назначения с t плавления до 110 °С;

М – многоцелевая, t от 30 до 130 °C;

Х – химически стойкие;

Н – низкостойкие (морозостойкие), ниже – 40 °C;

Ж – жаростойкие (термостойкие), более 150 °C;

П – приборные.

2. Уплотнительные:

А – арматурные;

Р – резьбовые;

В – вакуумные.

3.К – канатные, З – защитные.

В обозначении указывается тип загустителя, например;

Ка – кальциевые; Ли – литиевые; На – натриевые.

Рекомендованный температурный диапазон указывается дробью. Число, уменьшенное в 10 раз в числителе без знака минус, – минимально допускаемая отрицательная температура, в знаменателе – максимальная положительная. Затем указывается класс густоты или консистенции. Например: М Ли 3/13 - 4 – многоцелевая пластичная смазка, приготовлена на литиевом мыле, t – 30 до 130 °C, класс густоты – 4.

Современные пластичные смазки должны быть стабильными, водостойкими, с хорошими смазывающими свойствами, иметь широкий температурный диапазон применения, обладать оптимальным классом густоты (2 … 4).

Классы консистенции пластичных смазок приведены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: