На рис. 10.1 приведена схема гидропривода тормозной системы.
Рис. 10.1. Схема тормознозной системы: 1 – педаль; 2 – поршень; 3 – цилиндр; 4 – бачок с тормозной жидкостью; 5 – трубопровод; 6 – рабочий поршень; 7 – тормозная колодка; 8 – диск колеса
При помощи педали 1 поршень 2 перемещается вправо, закрывая отверстие бачка 4, давление в цилиндре 3 повышается, достигая 10 МПа (100 атм). По трубопроводу 5 жидкость под давление передается на рабочий поршень 6, который прижимает тормозную колодку 7 к диску колеса 8. Усилие торможения определяется по формуле
F тор = p ּ S, (10.1)
где р – давление в цилиндре, H/м2;
S – площадь рабочего поршня, м2.
Момент торможения
Мтор = F тор ּ R, (10.2)
где R – средний радиус в зоне трения колодки и диска.
Жидкости для тормозных систем должны:
1) иметь необходимый уровень вязкости и большой индекс вязкости;
t = 50 °C, вязкость 5 сСт;
t = 100 °С, вязкость 2 сСт;
t = – 40 °С, вязкость 1500 сСт;
2) иметь незначительную сжимаемость;
3) не разрушать резиновые уплотнения;
|
|
4) иметь высокую температуру кипения (200 … 250 ºС);
5) не изменять свои свойства в течение длительного срока (3 года);
6) иметь хорошие смазывающие свойства.
На первых автомобилях применяли тормозную жидкость БСК. Она состояла из 50 % бутилового спирта и 50 % касторового масла. Данная жидкость обладает хорошими смазывающими свойствами, не разрушает резиновые уплотнения, но имеет низкую температуру замерзания (–20 °C).
Позднее появилась жидкость, выполненная на основе двухатомных спиртов СН2ОН – СН2ОН (гликолевая смесь).
В настоящее время в основном применяют 3 вида тормозных жидкостей (табл. 10.1).
Таблица 10.1.