Задачи водного законодательства

Водное законодательство обладает высшей юридической силой, позволяющей регулировать отношения в использовании и охране природных вод от загрязнения, засорения и истощения. Охрана природных вод регулируется Водным кодексом Российской Федерации, принятым 03.06.2006 г. (ред. от 07.05.2013 г.).

В состав Водного кодекса входят 7 глав, определяющих основные функции документа.

Глава 1. Общие положения.

Представлены основные понятия, используемые в настоящем кодексе.

Водное законодательство. Основные принципы водного законодательства.

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты.

Право собственности на водные объекты. Право пользования водными объектами. Прекращение права пользования водными объектами.

Глава 3. Договор водопользования.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Содержание договора и срок его действия. Преимущественное право, заключение, изменение и расторжение договора.

Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов.

Полномочия органов государственной власти в области водных отношений. Государственный мониторинг водных объектов. Государственный водный реестр (кадастр). Схемы комплексного использования водных ресурсов. Государственный надзор в области использования водных объектов.

Глава 5. Водопользование.

Цели, виды, права и обязанности водопользователей. Приостановление или ограничение водопользования.

Глава 6. Охрана водных ресурсов.

Основные требования к охране водных объектов и их охрана от загрязнения, засорения и истощения. Охрана поверхностных вод, подземных вод, болот, ледников, снежников. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственного комплекса. Установление зон санитарной охраны.

Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства.

Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства. Возмещение вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства.

Все воды в РФ составляют единый государственный водный фонд, который включает: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов; подземные воды и ледники; внутренние моря и морские воды; территориальные воды.

Регулирование водных отношений играет важную роль в решении задач комплексного использования водных ресурсов. Эти отношения регулируются государством в результате:

распоряжения единым государственным водным фондом;

установления основных положений в области использования природных вод и охраны их от загрязнения, засорения и истощения; установления общих нормативов водопользования, требований к качеству вод и их использования;

регистрации водопользователей в государственном водном кадастре; утверждения схем водохозяйственного комплекса (ВХК) и водохозяйственного баланса (ВХБ) водных объектов;

планирования водоохранных мероприятий и принятия мер по предупреждению и ликвидации экологических катастроф;

государственного контроля использования и охраны водных ресурсов.

В водном законодательстве государственному надзору в области использования водных объектов подвергаются:

мероприятия по борьбе с вредными воздействиями на природные воды;

учет и рациональное использование водных ресурсов водопользователями;

мероприятия по охране водоемов от загрязнения, засорения и истощения;

виды водопользования и охраны подземных вод;

санитарное состояние водных источников.

Функции контроля возложены на Государственный комитет РФ по охране природы.

Водное законодательство предусматривает также участие общественных организаций и граждан в проведении мероприятий по охране природных вод.

Государственный учет и планирование использования природных вод представляет собой систему, главными звеньями которой являются: государственный водный кадастр, балансовые схемы комплексного использования водных объектов и охрана природных вод. Эти звенья имеют между собой взаимосвязь и, в то же время в отдельности представляют собой

самостоятельные научно-технические и организационные формы.

При проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и размещении новых или реконструированных сооружений, влияющих на состояние вод, должно обеспечиваться рациональное использование природных источников при условии первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.

Водное законодательство регламентирует места строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние природных вод. Определение места строительства согласовывается с органами по регулированию использования и охраны вод, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор и другими органами в соответствии с законодательством РФ.

Водный кодекс устанавливает правила, без соблюдения которых, запрещается ввод в эксплуатацию объектов. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию:

новых и реконструированных предприятий без очистных сооружений, предотвращающих загрязнение и засорение природных вод;

оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения мероприятий по предотвращению подтопления и заболачивания; осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений;

водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств;

гидротехнических сооружений до готовности устройства для пропуска паводковых вод и рыбы;

буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления зон санитарной охраны.

4.3. Право водопользования

Водный кодекс разграничивает виды водопользования.

Общее водопользование, осуществляемое без применения сооружений и технических средств, влияющих на состояние природных вод.

Специальное водопользование, осуществляемое с применением сооружений и технических устройств, влияющих на состояние природных вод.

Право общего водопользования осуществляется без предварительного разрешения. На специальное водопользование требуется получение разрешения.

По условиям предоставления объектов в специальное водопользование различают: совместное и обособленное водопользование.

Совместное водопользование – конкретный водный объект используется разными водопользователями для различных целей, является наиболее распространенным.

Обособленное водопользование – конкретный водный объект закрепляется за одним водопользователем и предназначен исключительно для потребностей указанного пользователя воды.

В пользование предоставляются водные объекты, которые входят в состав единого государственного водного фонда.

Водное законодательство устанавливает единую классификацию видов водопользования по ряду признаков:

в зависимости от хозяйственного целевого назначения использования водных объектов;

по способу использования водами;

по техническим условиям водопользования;

по условиям предоставления водных объектов в пользование и основанием установления права водопользования.

Водные объекты предоставляются в пользование при соблюдении предусмотренных законом требований и условий для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, рыбохозяйственных, транспортных и иных государственных целей. Может допускаться использование водных объектов для сброса сточных вод при соблюдении основных условий и требований по выпуску стоков.

Специальное водопользование достаточно серьезно влияет на состояние водных объектов (изменение гидрологического или биохимического режимов) и может привести к нарушению правил использования водных ресурсов, а также причинить вред другим водопользователям. Оно разрешается только после проведения изыскательских и проектных работ и предварительного согласования основных условий использования природных вод.

Общее водопользование в отличие от специального не оказывает такого воздействия на состояние водных объектов и поэтому не требует детального правового регулирования и постоянного контроля.

Общее водопользование осуществляется без разрешения и без оформления, за исключением случаев, когда право общего водопользования осуществляется на водных объектах, уже состоящих в обособленном водопользовании

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органами по регулированию водопользования и охране природных вод. Такие разрешения выдаются после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, а также другими заинтересованными органами.

Водопользователями могут быть: государственные, коммерческие и общественные предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и физические лица.

Водопользователи имеют право пользоваться водными объектами только в тех целях, для которых они предоставлены.

Водопользователи обязаны:

рационально использовать водные ресурсы;

принимать меры к сокращению сброса сточных вод в водные объекты;

не допускать нанесения ущерба природной среде;

содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, влияющие на естественное состояние природных вод.

Водопользователи обязаны обеспечить санитарные требования к водному объекту:

проводить технологические, санитарно-технические, организационно-хозяйственные мероприятия, обеспечивающие соблюдение гигиенических нормативов качества воды водного объекта;

согласовывать с органами Госкомприроды и санитарного надзора изменения в технологии производства, увеличение производственной мощности, величину ПДС в водный объект;

обеспечить систематический лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом и величиной сбросов сточных вод;

иметь планы ликвидации аварий и разработку режимов водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.

Запрещается сброс сточных вод, если они содержат:

вредные вещества, предельно допустимые концентрации (ПДК) которых, превышают установленные нормы;

вредные вещества, для которых не установлены ПДК или для которых отсутствуют методы аналитического контроля;

ценные отходы, которые могут быть утилизированы на данном или на других предприятиях;

возбудителей инфекционных заболеваний;

радиоактивные элементы;

продукты и остатки водо-и грязелечения.

Запрещается молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках без судовой тяги.

Не допускаются к сбросу сточные воды:

которые после очистки можно использовать в оборотных и последовательных схемах водоснабжения предприятия или для орошения сельскохозяйственных угодий;

неочищенные или недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и производственные стоки;

залпом, с высокой концентрацией вредных веществ, во избежание экологических катастроф.

Право водопользования может быть прекращено (кроме водопользования для питьевых и бытовых нужд населения) в случае: нарушения правил водопользования и охраны водоема от загрязнения, засорения и истощения; использования водного объекта не по назначению.

Допускается сброс сточных вод, если он не приведет к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ выше установленных норм; обеспечивается очистка стоков до пределов, установленных органами по регулированию использования и охране природных вод.

При нарушении указанных требований сброс сточных вод должен быть ограничен, приостановлен или запрещен органами по регулированию использования и охране природных вод вплоть до прекращения деятельности отдельных предприятий и организаций.





Подборка статей по вашей теме: