Особенности охраны земель водного фонда

Управление землями водного фонда

Множественность субъектов, использующих водные объекты и прилегающие к ним земли, предопределяет многочисленность органов управления этой категорией земель. В первую очередь это органы, осуществляющие функции ведомственного управле­ния землями водного фонда, предоставленными в пользование организациям различных республиканских органов государствен­ного управления: Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия Республики Беларусь, Министерства транспорта и ком­муникаций Республики Беларусь, Министерства жилищно-ком­мунального хозяйства Республики Беларусь и др. Наряду с этим ряд министерств осуществляет определенные управленческие функции (специальное управление) в отношении земель водного фонда, не предоставленных подчиненным им организациям. Это Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министер­ство природных ресурсов и охраны окружающей среды Респуб­лики Беларусь и др. Координирующим органом является Госу­дарственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

В пределах земель водного фонда в целях их охраны устанавливаются водоохранные зоны, а также прибрежные полосы.

Водоохранная зона - территория, прилегающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также для сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира.

Прибрежная полоса - часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной и иной деятельности по отношению к режиму хозяйственной и иной деятельности, установленному на территории всей водоохранной зоны.

Размеры и границы (ширина) водоохранных зон и прибрежных полос, а также режим ведения в них хозяйст­венной деятельности определяются в проектах водоохран­ных зон и прибрежных полос, разрабатываемых в соответ­ствии с требованиями, установленными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды) с учетом существующих природных условий, характера антропогенной нагрузки и границ запрет­ных полос лесов.

Для водных объектов, расположенных в черте городов и поселков городского типа, разрабатываются отдельные проекты водоохранных зон и прибрежных полос.

Заказчиком по разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос выступают местные исполнительные и распорядительные органы.

Проекты водоохранных зон и прибрежных полос ут­верждаются:

1. для больших и средних рек - областными исполни­тельными комитетами по представлению областных ко­митетов природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды;

2. для малых рек и водоемов - городскими или район­ными исполнительными комитетами по представлению городских или районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды;

3. для водных объектов в черте городов и поселков го­родского типа - городскими или районными исполнитель­ными комитетами по представлению Минского городско­го комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, городских или районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При разработке проектов водоохранных зон и прибреж­ных полос здания и сооружения, ранее возведенные на территории водоохранных зон и прибрежных полос и яв­ляющиеся потенциальными источниками загрязнения вод, подлежат обследованию с целью определения возможно­сти их дальнейшего функционирования и условий эксплуа­тации с соблюдением требований законодательства об ох­ране окружающей среды.

Границы прибрежных полос для искусственных водо­токов (каналов) совмещаются с границами полос отвода земельных участков под эти каналы, а при их отсутствии - с бровками этих каналов.

В пределах населенных пунктов и межселенных терри­торий, предназначенных для развития населенных пунк­тов, границы водоохранных зон и прибрежных полос ус­танавливаются исходя из утвержденной градостроительной документации с учетом существующей застройки, систе­мы инженерного обеспечения и благоустройства.

В городах и поселках городского типа при наличии лив­невой канализации и набережной границы прибрежных по­лос они могут быть совмещены с парапетом набережной.

Для участков рек, заключенных в закрытые коллекто­ры, водоохранные зоны не устанавливаются.

Границы водоохранных зон и прибрежных полос обо­значаются на местности информационными знаками по установленной Минприроды форме в местах, определен­ных проектами водоохранных зон и прибрежных полос, а также в местах массового отдыха, расположенных в грани­цах водоохранных зон и прибрежных полос.

Границы водоохранных зон и прибрежных полос, ре­жим ведения в них хозяйственной деятельности учитыва­ются при разработке градостроительных и других проек­тов и отражаются в Государственном градостроительном кадастре, земельно-кадастровой документации и лесоуст­роительных материалах, а также в документах, удостове­ряющих право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право частной соб­ственности на земельный участок и право аренды земель­ного участка.

При принятии решений о предоставлении (передаче) земельных участков в них указывают ограничения в ис­пользовании земельных участков в случае расположения их в водоохранных зонах или прибрежных полосах.

В водоохранных зонах устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности, которая должна осу­ществляться с соблюдением мероприятий, предотвращаю­щих загрязнение, засорение и истощение вод.

В пределах границ водоохранных зон запрещаются:

1. применение пестицидов, внесение минеральных удоб­рений авиационным методом;

2. размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными во­дами, кладбищ, скотомогильников, а также других объек­тов, обуславливающих опасность микробного загрязнения и подземных вод;

3. размещение складов для хранения пестицидов, ми­неральных удобрений, площадок для заправки аппарату­ры пестицидами, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродук­тов в портах, судоремонтных заводах и предприятиях вод­ных путей), а также других объектов, способных вызывать химическое загрязнение поверхностных и подземных вод;

4. устройство объектов размещения отходов, за исклю­чением санкционированных мест временного содержания отходов по согласованию с территориальными органами Минприроды;

5. удаление объектов растительного мира без утвержден­ных проектов благоустройства и озеленения, за исключе­нием санитарных рубок, а также разрешенных рубок, обес­печивающих безопасность движения водного и наземного транспорта, и иные действия, предусмотренные законо­дательством о растительном мире и законодательством о государственной границе;

6. мойка транспортных средств вне установленных мест;

7. строительство и реконструкция сооружений и ком­муникаций для очистки сточных вод, зданий, автозапра­вочных станций, пунктов технического обслуживания и мойки механических транспортных средств, гаражей и иных мест для постоянного хранения этих транспортных средств, а также размещение садоводческих товариществ, дачных кооперативов, производство земляных, дноуглубительных, мелиоративных и буровзрывных работ, добыча полезных ископаемых и водных растений без согласования с терри­ториальными органами Минприроды.

В пределах границ прибрежных полос дополнительно к вышеуказанным ограничениям, запрещаются:

1. применение всех видов удобрений;

2. выпас скота и организация летних лагерей для него;

3. строительство зданий и сооружений, за исключени­ем строительства водозаборных и водорегулирующих со­оружений, объектов, связанных с деятельностью внутрен­него водного транспорта, мостовых переходов, инженер­но-технических сооружений пограничных войск в преде­лах пограничной полосы, осуществление работ по содер­жанию и техническому обслуживанию уже существующей застройки, проведение ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию каналов, водозаборных и водорегу­лирующих сооружений, мостов и внутренних водных пу­тей и иных видов работ, связанных с обслуживанием и эксплуатацией объектов, работы на которых не запреще­ны настоящим абзацем, при этом производственные базы для выполнения указанных работ должны размещаться за пределами границ прибрежных полос;

4. проведение работ, нарушающих почвенный и травя­ной покров (распашка земель, добыча полезных ископае­мых и других), за исключением обработки земель для залужения, посева и посадки леса, а также случаев, когда работы, указанные в абзаце четвертом настоящего пунк­та, не запрещены;

5. удаление объектов растительного мира, за исключе­нием их удаления при проведении работ по содержанию пограничных знаков, полос отвода автомобильных и железных дорог, иных транспортных и ком­муникационных линий, а также в случаях проведения не запрещенных видов работ, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, и в иных случаях в соответствии с законодательством;

6. ограждение до уреза воды земельных участков, пере­данных гражданам в частную собственность, пожизнен­ное наследуемое владение или аренду;

7. размещение лодочных причалов и площадок посто­янного базирования судов маломерного флота за предела­ми отведенных для этих целей мест;

8. заезд и стоянка механических транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных, спе­циальных служб и пограничных войск;

9. мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники;

10. размещение отходов, сооружений для очистки сточ­ных вод (за исключением сооружений для очистки дожде­вых вод) и обработки осадка;

11. размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов, баз отдыха и стационарных палаточных го­родков (более 5 палаток, или свыше 20 человек);

12. размещение и строительство гидротехнических, гидроэнергетических сооружений, дюкеров (пересечений) инженерно-технических коммуникаций, сооружений и объектов рекреационного назначения и благоустройства, проведение работ, связанных с укреплением берегов и коренным улучшением земель без согласования с терри­ториальными органами Минприроды.

Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

В пределах границ прибрежных полос функционирова­ние ранее возведенной жилой застройки допускается только при наличии организованной централизованной канали­зации, отвода и очистки загрязненных сточных вод или устройства водонепроницаемых выгребов с последующим вывозом их содержимого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: