Профессионально–педагогическое общение – феномен сложный. Подчиняясь общим закономерностям общения, вскрытым наукой, оно имеет свои специфические характеристики и включает ряд этапов:
I. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми. Данный этап можно назвать «опережающее общение».
Данный вид общения характеризуется отсутствием непосредственного контакта учителя с детьми и ориентирован на предстоящее с ними общение. Это особая внутренняя работа учителя по моделированию предстоящего общения.
Допустим, что у вас испортились отношения с другом, но вы хотели бы их восстановить. Чтобы это произошло, ежедневно проводите по 10–15 минут сеанс опосредованного, не имеющего прямого контакта общения. Этот сеанс предполагает особую ментально–эмоциональную технику внутренней работы и называется визуализацией. Суть ее сводится к следующему.
Представьте как можно ярче образ вашего друга, стоящего перед вами. Затем так же ярко представьте себе ситуацию теплого, дружеского общения с ним. В процессе общения искренне проживайте чувство любви, уважения и дружбы к своему другу. Удерживайте эти чувства на протяжении всего сеанса общения. Уже через 5–7 дней такой практики общения вы сможете обнаружить, как отношение вашего друга к вам начинает меняться, а спустя еще некоторое время почувствуете, что отношения между вами восстановились.
Следует учитывать, что успех визуализации зависит от ряда условий:
1.Необходимо яркое и устойчивое образное представление ситуации общения.
2.Необходимо наполнить ситуацию общения яркими и концентрированными чувствами и эмоциями.
3.Необходимо быть глубоко уверенным в том, что это непременно произойдет, и что вы искренне этого хотите.
Кроме того, результат зависит от уровня ваших энергетических способностей и частоты проведения сеансов визуализации.
Подобная практика имеет огромную ценность для учителя. В этой практике происходит развитие суггестивных способностей, обретается сила мысли и в результате способность к продуктивному воздействию на объект обучения.
Опыт показывает, что моделирование предстоящего общения весьма важно и особенно полезно молодым учителям, не имеющим достаточного опыта в профессиональном общении. Моделирование общения в значительной мере определяет и дидактические аспекты урока, настраивает педагога, формирует у него определенную установку на конкретные формы взаимодействия с классом.