Типологические характеристики личности педагогов проявляются в стиле их деятельности и типе сотрудничества с учениками.
Тип сотрудничества - совокупность приемов взаимодействия результаты деятельности и изменяются некоторые качества личности (Казанская В.Г.). Стиль педагогической деятельности - элемент типа сотрудничества, определяющий качественное своеобразие общения педагога с учениками.
Индивидуальный же стиль педагогической деятельности определяется своеобразием действий, применяемых учителем для осуществления целей.
Индивидуальный стиль - неповторимый вариант приемов работы в типичных условиях.
Индивидуальный стиль проявляется:
§ в темпераменте (время и скорость реакции, темп работы, эмоциональная откликаемость),
§ в характере реакций на те или иные педагогические ситуации,
§ в выборе методов обучения, в подборе средств воспитания,
§ в стиле педагогического общения,
§ в реагировании на действия и поступки детей,
§ в манере поведения,
§ в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний,
|
|
§ в применении средств психолого–педагогического воздействия на детей.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности, а из множества учебных и воспитательных задач реализует каждый по-своему могут выбрать.
В настоящее время понятие «стиль» трактуется широко как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства, стиль общения.
Основные стили педагогической деятельности:
Авторитарный стиль Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Использует деловые, краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон. Этот стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. | Демократический стиль Педагог ориентирован на повышение роли ученика во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Инструкция дается в форме предложений, используется товарищеский тон, похвала, порицание – с советами; распоряжения, запреты - с дискуссиями. Для таких педагогов характерны положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач Они глубоко понимают школьников, мотивы их поведения, умеют прогнозировать развитие их личности. Мероприятия планируются заранее, в группе. За результаты отвечают все. Разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. | Попустительский стиль Стремление педагога минимально включаться в совместную деятельность с учениками, что объясняется снятием ответственности с себя за ее результаты. Как правило, отсутствуют похвала и порицание, не даются указания. Дела в группе идут сами собой. Этот стиль предполагает тактику невмешательства, основу которого составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. |
В.А. Кан-Калик предлагает следующую характеристику стиля педагогической деятельности (с т. зрения включенности общения):
|
|
- стиль увлеченности педагога совместной деятельностью с учащимися;
- стиль дружеского расположения. Опасность: переход в панибратство, фамильярность. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.
- общение - дистанция, являющееся выражением авторитарного стиля. Такой стиль благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, но может привести к личностным изменениям – конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня самооценки и т.д.
- стиль общения – устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.
Наиболее полное представление о стилях педагогической деятельности предложено А. К. Марковой, А. Я. Никоновой