Глубина анализа, достоверность и объективность аналитических выводов обеспечиваются аналитической обработкой разнообразных источников информации. Наибольшую роль в обеспечении КАХД играют внутренние источники информации. К ним относятся:
• учредительные документы;
• первичные документы, которые отражают состав основных и оборотных средств, их оценку, хозяйственные операции, а также доходы и расходы организации;
• проектно-техническая документация (технические паспорта, технологические карты и др.);
• юридические документы, которые фиксируют отношения с ин- весторами, поставщиками, покупателями, заемщиками, эмитентами и вкладчиками;
• данные аналитического бухгалтерского учета;
• данные оперативного и статистического учета;
• бухгалтерская отчетность, включая все приложения и пояснительную записку;
• оперативная и статистическая отчетность;
• акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, заключения коммерческих банков, судебных органов;
• планово-нормативная документация;
|
|
• материалы, характеризующие личный состав персонала, в особенности состав собственников и менеджеров анализируемого хозяйствующего субъекта;
• бизнес-планы.
Для принятия управленческих решений необходимо располагать и внешней информацией. В ее состав входят:
• политическая информация, характеризующая экономическую политику государства, например налоговая политика, изменения в| области поощрения или запрещения отдельных видов хозяйственной и коммерческой деятельности;
Рисунок 1 - Общая схема формирования и анализа основных групп показателей в системе комплексного экономического анализа
• экономическая информация о состоянии спроса и предложения по разным видам товаров и услуг, о процентных ставках за кредит, о колебаниях курсов иностранных валют, о рейтингах отдельных коммерческих банков и компаний;
• информация о деятельности, финансовой устойчивости и перспективах развития конкретных хозяйствующих субъектов, являющихся покупателями, поставщиками, инвесторами, заемщиками, кредиторами либо конкурентами анализируемого предприятия;
• информация о деловых и личных качествах руководителей этих юридических лиц;
• информация из газет, журналов, биржевых бюллетеней, телевидения, Интернета, органов государственной статистики, личные наблюдения руководителей анализируемого хозяйствующего субъекта, а также данные фирм, специализирующихся на сборе и обработке информации по заказам пользователя.
Собранная информация группируется, проверяется согласованность данных, полученных из разных источников, и их достоверность, и только после этого используется для аналитических расчетов.