Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства и продаж.
Целью анализа объема производства продаж продукции является выявление путей увеличения объема реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей с целью увеличения прибыли.
Объектами анализа объема производства и продаж являются:
- общий объем производства и продаж;
- ассортимент;
- структура и качество продукции;
- ритмичность производства и реализации продукции.
Выделяют следующие задачи анализа:
1) контроль за выполнением плана производства и реализации продукции;
2) оценка динамики производства и продаж;
3) изучение влияния факторов на изменение объема производства и продаж;
4) выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение выпуска и реализации продукции.
Объем производства и продаж измеряется в стоимостном, натуральном, условно-натуральном показателях, а также в единицах трудоемкости.
Показателем объема производства является валовая продукция. Среди показателей объема выпуска выделяют готовую и товарную продукцию. Показателем объема продаж является отгруженная и реализованная товарная продукция.
На предприятиях торговли основным показателем объема продаж является товарооборот. Под валовой продукцией понимают стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая объем незавершенного производства. Под товарной продукцией понимают стоимость всей произведенной продукции, исключая остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции является:
1) форма №1 – п (годовая) "Отчет по продукции";
2) форма №1 – п (квартальная) "Квартальная отчетность производственного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте";
3) форма №1 – п (месячная) "Срочная отчетность производственного предприятия по продукции";
4) форма №2 "Отчет о прибылях и убытках";
5) ведомость №16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация";
6) бизнес-план предприятия;
7) оперативные планы-графики.
Используются также данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счету 40, 43, 90.