Методика комплексной оценки эффективности деятельности включает в себя систему экономических показателей приведенных к сопоставимому виду как относительные показатели производственной и финансовой деятельности. Их рассчитывают в процессе качественной и количественной оценки деятельности предприятия.
В экономическом анализе различают 2 метода комплексной оценки эффективности показателей:
1. Интегральный.
2. Матричный.
Интегральный метод применяется для получения обобщающей комплексной оценки финансово – хозяйственной деятельности организации. Он основан на расчете прямых и обратных показателей эффективности. Например, фондоотдача и фондоёмкость, зарплатоёмкость, трудоёмкость и т.д. Кроме того данный метод позволяет свести все экономические показатели в единый интегральный показатель.
Для комплексной оценки можно использовать один интегральный показатель, вцелом характеризующий деятельность организации или объединить несколько интегральных показателей в группы.
|
|
Традиционно выделяются 2 группы интегральных показателей:
1. Интегральные показатели эффективности использования ресурсов:
- основные средства;
- оборотные средства;
- трудовые ресурсы.
2. Интегральные показатели эффективности деятельности:
- производственный;
- финансовый;
- показатели интенсификации.
Матричный метод. Оценка эффективности может быть дана с использованием матричного метода анализа. Суть его заключается в построении матрицы показателей. Построенная матрица позволяет упорядочить исходную информацию на входе проведения анализа и получить конкретные результаты эффективности деятельности на выходе анализа. Как правило, матрица основана на построении результатов и затрат. Путём сопоставления результатов и затрат строится модель эффективности финансово – хозяйственной деятельности. В сводные показатели матрицы должны быть включены ресурсы, затраты и результаты деятельности.
В процессе применения матричного метода существенное значение имеет классификация исходных показателей и их отношение к ресурсам. Например, можно использовать показатели основных и оборотных средств, трудовые ресурсы, торговую площадь и т.д.
В качестве показателей затрат используются издержки производства, расходы на продажу, расходы на оплату труда, амортизация. К конечным показателям или к конечным результатам деятельности относятся: показатели прибыли, товарооборота, выручки от продажи и т.д.