Определив законы развития, Выготский говорит, что переходы от одного периода к другому могут проходить медленно, спокойно, а могут резко и быстро. Отсюда следуют кризисные и стабильные периоды. Стабильные периоды развития – плавное течение, без сдвигов и перемен, составляет большую часть детства. Кризисные периоды – нет единого мнения о происхождения кризисов. Одни считают, что детство должно быть бескризисным, гармоничным, поэтому кризис – это болезненное, ненормальное явление. Другие считают, что появление кризисов закономерно. Л.С. Выготский считал, что кризис – это закон развития.
Кризис - переломный момент в жизни ребенка, который сопровождается следующими признаками:появляется агрессия или депрессия, недовольство собой, появляются проблемы, с которым ребенок не может самостоятельно справиться. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, начинаются и завершаются незаметно. Однако у каждого кризисы проходят индивидуально.
Периодизация Л.С. Выготского построена на чередование стабильных и кризисных периодов.
Период | Годы |
Новорожденность | Кризис новорожденности 0-2 мес. |
Младенчество | 0-1, кризис 1 года |
Ранний возраст | 1-3 кризис 3 лет |
Дошкольный возраст | 3-6(7) кризис 7 лет |
Младший школьный возраст | 8- 12; кризис 13 лет |
Пубертатный возраст | 14- 17; кризис 17 лет |