Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
Новообразования возраста
Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований - то есть те качества и свойства, которых раньше не было в готовом виде.
Среди возрастных новообразований особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для следующего этапа развития.
Законы психического развития
Л.С. Выготский сформулировал законы психического развития:
1)Цикличность – ценность времени определяется в развитии; - (пр. 1 год для дошкольника и 1 год для старшеклассника)
|
|
2) Неравномерность развития - психические функции развиваются неравномерно. В том или ином возрасте доминирует та или иная функции, например: речь от 1-3 года- сензитивный период, в раннем возрасте – восприятие, в младшем школьном возрасте – мышление.
3) Метаморфозы в развития изменение не только количественные, но и качественные. Качественное отличие одного возраста от другого
4) Соотношение эволюции и инволюции в развитии - процессы обратного развития вплетены в эволюцию. Пример: научившись говорить, отмирает лепет.