Сущность изменений и дополнений Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (2007 год)

Об основных направлениях развития и совершенствования законодательства о туристской деятельности говорилось выше при ответе на вопрос о государственной политике в сфере туризма. Что касается современного состояния законодательства о туризме в целом, то оно характеризуется следующими основными тенденциями: - развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма; - усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

- появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

- развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

- формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в тч активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций) туроператоров, банков и страховщиков);

комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа "туристских норм" в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства; - развитием регионального и местного правотворчества в сфере туризма и его унификацией; - гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств. В последние несколько лет в сфере государственного регулирования туризма в России, действительно, произошли серьезные изменения. Эти изменения затронули не только законодательство о туристской деятельности, но и всю правовую сферу. Прежде всего, речь идет о Федеральном законе от 5 февраля 2007 года N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации ". Впервые в России этим законом введена система финансового обеспечения ответственности туристских организаций перед потребителями в форме банковской гарантии и договора страхования договорной ответственности туроператора, а также единый федеральный реестр туроператоров. Реестр туроператоров и финансовое обеспечение - это новый способ государственного регулирования предпринимательской деятельности, связанный с устранением избыточных административных барьеров, переходом от разрешительной системы начала осуществления предпринимательской деятельности к преимущественно уведомительной. Данный способ пришел на смену лицензированию туристской деятельности. Поэтому, Ростуризм как федеральный орган исполнительной власти на протяжении последних 2 лет занимался осуществлением "пилотного проекта" в сфере административной реформы.

У этого "проекта", как и у любого столь масштабного дела, были свои сторонники, которых - большинство, так и оппоненты. Вместе с тем, эффективность "проекта" уже подтверждена правоприменительной практикой, решениями высшего руководства страны. Так, одним из первых указов Президента России Д. А.Медведева был Указ N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в котором указывалось на необходимость замены лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий. В настоящее время замена лицензирования на реестр предпринимателей и обязательное страхование ответственности осуществляется в сфере перевозки грузов внутренним водным, морским транспортом, а также в сфере оказания услуг почтовой связи и др. (соответствующие законопроекты рассматриваются Государственной Думой).

Главное, что можно сказать по итогам первых 1,5 лет реализации Закона, - закон работает. Страховые компании исправно платят в самых различных случаях: от фактического исчезновения туроператоров до вариантов, связанных с финансовой неустойчивостью, несостоятельностью турфирм. Причем, эффективность закона характеризуется не только количеством выплат по договорам страхования или банковским гарантиям, а, прежде всего, существенным ростом случаев досудебного урегулирования имущественных споров между туроператорами (турагентами) и туристами, который мы наблюдаем в последнее время. Это - принципиальный итог, ведь главная цель фингарантий - обеспечить добросовестное исполнение туроператорами своих обязательств перед туристами, повысить качество обслуживания и в то же время защитить туристов от системной проблемы - неплатежеспособности туроператора.

Суммы выплат страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора (по состоянию на 01 января 2009 г.) 19 413 448 руб.

Каждый турист отныне в состоянии самостоятельно проверить легитимность деятельности туроператора, получив подробную информацию о нем на официальном сайте Федерального агентства по туризму. Реестр туроператоров находится в открытом доступе и еженедельно актуализируется. По состоянию на 2 марта 2009 года в Единый федеральный реестр туроператоров внесены сведения о 5 299 туроператорах, в том числе о 3 231 туроператоре, имеющем право заниматься международным туризмом и 2058 по внутреннему туризму. Договор страхования гражданской ответственности заключили 5 070 туроператоров, а банковские гарантии получили 159 компаний. Фингарантии позволяют также более эффективно бороться с незаконной туристской деятельностью, а также с недобросовестными предпринимателями, в отношении которых возбуждаются административные и уголовные дела. В этой работе, а также в целях обеспечения безопасности туризма Ростуризм тесно сотрудничает с МВД России, Роспотребнадзором и его территориальными органами. За время действия Закона появилась определенная правоприменительная практика. По ч. 1. ст. 171 УК РФ осужден предприниматель, осуществляющий туроператорскую деятельность без внесения сведений в реестр. Таким образом, решение суда свидетельствует о том, что внесение сведений о туроператоре в реестр является ни чем иным как выдачей предпринимателю специального разрешения на занятие предпринимательской деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: