Процесс формирования монополий, их сущность и виды

Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Возникновение монополий - исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять что несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

Образование монополий характеризует стремление предприятий, фирм и корпораций к получению дополнительных прибылей путем завоевания рынков в процессе конкуренции. Это завоевание может быть достигнуто уменьшением издержек производства, улучшением качества и количества выпускаемой продукции. Значительную роль в таком процессе играет применение новых достижений научно-технического прогресса.

Формирование монополий свидетельствует о дальнейшей концентрации, централизации и обобществлении производства. Такие явления существовали и до появления монополий. В самом деле, в рамках отдельного завода или фабрики происходила, во-первых, специализация, которая разделяла технологический цикл на отдельные элементы, а во-вторых, создавалась кооперация, направленная на концентрацию усилий по выпуску конечного продукта. Но такое обобществление процесса производства в рамках отдельного предприятия сдерживало технический прогресс и, самое главное, тормозило развитие производства.

К ранним формам монополии относится картель, где отдельные производители заключали соглашение о ценах, рынках сбыта, объеме производства, распределении прибыли. Следующей формой монопольного объединения является синдикат. Он сосредотачивает в своих руках функции снабжения и сбыта предприятий, входящих в его состав. Когда в результате дальнейшего объединения предприятия теряют производственную самостоятельность и управляются из единого центра, то они образуют трест. Комбинированный трест, объединяющий предприятия разных отраслей, получает возможность извлекать дополнительную прибыль-за счет использования побочных продуктов и отходов другой отрасли, за счет организации вертикального комбинирования, когда одно предприятие перерабатывает сырье, другое изготовляет из него детали, третье превращает их в товары и т.д. Комбинированный трест представляет собой форму промежуточного перехода от треста к высшей форме монополистического объединения -- концерну.

Концерн обычно объединяет предприятия, хотя и разных, но взаимосвязанных отраслей производства, а также учреждения торговли, транспорта, финансово-кредитные и т.п. Такое объединение предпринимается для того, чтобы уменьшить межотраслевую конкуренцию путем единого, централизованного руководства производством, снабжением, реализацией товаров, планированием своих действий по внедрению новой техники и перспективной стратегии общих действий в будущем. Концерном особого вида является конгломерат. Он объединяет не связанные друг с другом различные предприятия и компании народного хозяйства, предоставляет им почти полную самостоятельность и контролирует их лишь по сравнительно небольшому списку финансовых показателей.

Итак, возникновение монопольных объединений сопровождалось усилением хозяйственных, экономических связей между отдельными предприятиями сначала одной отрасли производства, затем взаимосвязанных отраслей и, наконец, производственных, транспортных, финансовых и других компаний. В этом процессе происходила необходимая в рамках технологии производства специализация, а потом кооперация предприятий и компаний, что в конечном счете способствовало получению высоких монопольных прибылей и сопровождалось усилением несовершенной конкуренции.

Таким образом, всевозрастающее влияние монополий на рынок стало непреложным фактом, и поэтому вряд ли сейчас можно говорить о свободной конкуренции, а тем более призывать возвратиться к ней, хотя с точки зрения теоретической экономики такая конкуренция способствует лучшему использованию ограниченных ресурсов сырья, материалов и других факторов производства.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

- естественная - отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

- административная - возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

- экономическая - является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

10. Антимонопольное законодательство

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольная политика — комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

Основными целями антимонопольной политики являются:

а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения; б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.

По мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в дерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования — перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России к ним относятся:

-распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

-получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;

-самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

Современная антимонопольная политика направлена на:

-использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства;

-недопущение или ограничение искусственной монополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: