Статья 1 Конституции РФ характеризует ее как федеративное государство. Прежде чем дать характеристику федеративного устройства России, нужно рассмотреть некоторые черты, характеризующие федерацию в целом.
Каждое государство имеет определенную форму государственного устройства. Государственное устройство - это его территориальная или национально-территориальная организация, форма государственных связей между государством в целом и его частями, их правовое положение и административно-территориальное деление.
Существуют две формы государственного устройства: унитарное и федеративное. Унитарное государство - это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц. Федеративное государство (федерация) -это союзное государство, состоящее из двух и более государств, являющихся его членами. Образование федеративного государства возможно посредством объединения нескольких государств в союзное государство или выделения из состава единого государства нескольких государств (государственных образований), взаимодействующих па основе федерализма.
|
|
Федерализм - это принцип взаимоотношений федеративного государства и его составных частей (субъектов), для которого характерна значительная децентрализация
и определенная конституцией самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.
Федерацию следует отличать от конфедерации. Федерация - союзное государство, понятие государственно-правовое. Конфедерация - союз государств, понятие между народно-правовое. Федерация как форма государственной организации в наше время широко распространена, а конфедераций не существует, хотя в прошлом они встречались. Объяснение этой закономерной эволюции в том, что конфедерация значительно больше, чем федерация обособляет объединенные в ней государства. Поэтому конфедерация является переходной формой, которая ведет либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Конфедерации с однонациональным составом населения переросли в федерации (Германия, США), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия) распались.
Федерация отличается от конфедерации рядом черт:
· конфедерация создается посредством заключения договора. Федерация может быть создана путем закрепления этой формы государственного устройства в конституции (Конституция РСФСР 1918 г.);
· конфедерация обязательно предполагает возможность одностороннего выхода каждого ее члена из конфедерации. В федерации такое право, как правило, не закрепляется;
|
|
· конфедерация не обладает суверенитетом. Каждый член конфедерации остается суверенным государством. Федерация является суверенным государством, а ее субъекты, как правило, не обладают суверенитетом;
· предметы ведения конфедерации (вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, разрешения споров между субъектами конфедерации) значительно уже, чем предметы ведения федерации;
· в конфедерации по сравнению с федерацией создается узкий круг государственных органов (парламент, правительство), необходимых для осуществления ее задач;
· постоянно действующие органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Для их действий необходимо согласие парламентов субъектов конфедерации, которые могут отказать в их признании;
· бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации,
· в конфедерации нет единой системы, денежного обращения, нет союзного гражданства, нет единых вооруженных сил,
· субъекты конфедерации вправе устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
В науке конституционного права предлагается классификация существующих федераций по различным критериям.
Федерации принято подразделять на федерации, субъекты которых создаются: по национальному принципу, с учетом расселения на территории определенной национальности (ранее - СФРЮ, ЧССР), по территориальному принципу (США, ФРГ и др.). по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).
С точки зрения способа создания федеративные государства делят на договорные и конституционные федерации. Договорными принято считать федерации, созданные на основе заключения договора двух и более суверенных государств о создании нового союзного государства. Примером может служить заключение Договора между РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР и принятие Декларации об образовании СССР, которые были подписаны 30 декабря 1922 г.
Конституционными считают федерации, созданные в результате принятия конституции или поправок к ней. Таковой является Российская Федерация, провозглашенная федерацией Конституцией РСФСР 1918 г.
По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов выделяют федерации на основе союза (СССР, США) и федерации на базе автономии (Российская Федерация, Бельгия, Австрия).
В зависимости от способа распределения и осуществления властных полномочий бывают централизованные (Российская Федерация, Индия, Пакистан) и относительно децентрализованные федерации (ФРГ, США).
Довольно новой является классификация федераций на симметричные и асимметричные. Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты федерации имеют одинаковое название и равный правовой статус.
Асимметричные федерации имеют две разновидности: 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъекты федерации имеют одинаковое наименование, но разный правовой статус (Индия); 2) федерации с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статус (Российская Федерация).
Россия до Октября 1917 г. была единым унитарным многонациональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Советов в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свободного союза свободных наций».
РСФСР стала новым типом федерации, основанной на автономии. Ее субъектами были автономные республики, автономные области и национальные округа, переименованные в 1978 г. в автономные округа. При этом территории, населенные русским народом, составляющим примерно 86% всего населения России, остались вне федеративных отношений, являясь обычными административно-территориальными единицами.
|
|
После распада СССР в 1991 г. процесс создания новой российской государственности был непоследовательным и эклектичным. Российская Федерация вобрала в себя обломки старой советской государственности в том виде, в каком они ей достались. Федеральная власть была не настолько сильна, чтобы диктовать свою политическую волю, и была вынуждена идти на уступки автономным образованиям. В 1990–1991 гг. Верховные Советы большинства автономных республик провозгласили себя суверенными государствами. Советы народных депутатов Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской автономных областей приняли решение о преобразовании своих автономий в суверенные республики в составе России. Соответствующие изменения в их правовом статусе были зафиксированы в Конституции РСФСР 1978 г.
31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, распределивший предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Федеративный договор признал бывшие административно-территориальные единицы (края, области, города Москву и Санкт-Петербург) субъектами РФ.
Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъектов Федерации закрепила республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
· государственная целостность;
· единство системы государственной власти;
· разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
· равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
|
|
Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.