Заключение. Несмотря на умение различать разные речевые расстройства, древние славяне не имели общепринятых и четких терминов-определений этих расстройств

Несмотря на умение различать разные речевые расстройства, древние славяне не имели общепринятых и четких терминов-определений этих расстройств. Тер­мины-определения создавались в народе по принципу описания дефекта или по созвучности с ним.

Расстройства речи относились к болезням, неду­гам, изурочениям, ниспосланным на человека высши­ми силами, или злым духом, или злыми людьми. По­этому преодоление и лечение недугов (в их числе и речевых расстройств) было связано с суевериями, об­рядовыми ритуалами, заклинаниями, знахарством.

Первая славянская медицинская литература (ле­чебники, травники, вертограды), отражавшая накоплен­ный в народе многовековой опыт наблюдений за раз­ным действием сил природы на организм человека и впитавшая опыт врачей Древнего Востока, также но­сила следы «суеверных пережитков и грубого невеже­ства», но именно в них встречаются первые попытки дифференцированно подойти к пониманию и лечению разных расстройств речи и слуха и некоторые действи­тельно полезные советы в этом отношении.

Общественное положение на Руси детей с тяже­лыми речевыми расстройствами определялось отноше­нием к ним как к «убогим», и помощь ограничивалась рамками благотворительности со стороны духовенства и отдельных частных лиц.

Таким образом, истоки логопедии как науки о ре­чевых расстройствах и методах их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тес­но связанные с социально-экономическим и полити­ческим укладом древних славян.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте особенности развития русского государства IX —XVI вв.

2. Расскажите, какие названия-определения речевых дефектов существовали в языке древних славян. Объясните, что они обозначали и как образовыва­лись.

3. Почему в пословицах и поговорках русского наро­да отсутствуют названия-определения речевых дефектов? Докажите, что древние славяне относи­ли дефекты речи к болезням, изуроченью. Объяс­ните, как понимались причины болезней, с чем связывалось их лечение.

4. Приведите примеры старых поверий, связанных с речевым развитием ребенка. Уточните, что в них шло от опыта и наблюдений, а что от суеверного невежества и предрассудков.

5. Охарактеризуйте роль лечебников-травников в раз­витии народных представлений о лечении болезней. Приведите примеры рекомендуемых средств лече­ния речевых расстройств.

6. Расскажите об отношении, которое существовало на Руси, к «убогим». Раскройте сущность благотво­рительности.

7. Объясните, какое значение для отечественной ис­тории логопедии имеют первые сведения о рече­вых расстройствах и приемах их устранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: