Второй этап реформ Александра I

В эти же годы сам Александр I уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут, затем, сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Между тем сам Александр I испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и “Записка о древней и новой России” Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку

Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Тем не менее, ничто не мешало помещику отпустить крестьянина безвозмездно - все определялось договором между крестьянином и помещиком.

Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами (отсюда и «прозвище» указа).

Всего за время действия указа в Российской империи было освобождено от крепостной зависимости около 1,5 % крепостных крестьян. Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп, если таковой был оговорен в договоре. Это положение легло потом в основу реформы 1861 года. По всей видимости, Александр I возлагал на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать, насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями.

Образоват реформа А I
В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования:

  1. бессословность учебных заведений;
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях;
  3. преемственность учебных программ.

Уровни системы образования:

  • университет
  • гимназия в губернском городе
  • уездные училища
  • одноклассное приходское училище.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.

Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 —Нежинский.

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.

В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Правление Николая I прежде всего связывают с событиями 25 декабря 1825 года – восстанием на сенатской площади в первые дни его царствования и последующим жестоким подавлением движения «декабристов». Но это далеко не так. Конечно, свой отпечаток бунт наложил на последующие годы властвования императора, но не стоит забывать, что именно при нем были проведены и ряд важнейших реформ, коснувшиеся большинство сфер общественной жизни Российской империи.
С самого детства Николай во многом подражал своему кумиру – Петру I. Именно великий предок был примером и символом перемен для молодого императора. Так же как и Пётр, Николай I был неприхотлив в своем образе жизни. Он мог обходиться одной шинелью в военных походах, предпочитал простые блюда в еде и даже практически не употреблял спиртного. Тем не менее ведя довольно аскетичный образ жизни, Николай не жалел ни денег ни сил на возведение красивейших архитектурных построек.
Произошедшие события на Сенатской площади еще более укрепили императора во мнение пересмотра уклада жизни России. Уже в конце 1926 года из самых приближенных сановников государя был создан Секретный комитет, который возглавил Сперанский. Его основной задачей стало изучение, оставленных после смертиАлександра I проектов его реформ, а также их видоизменение.В 1833 году были подготовлены 15 томов Свода Законов, на Государственном Совете того же года признанные единственным источником разрешения всех тяжб и споров. Так началось существенно реформирование судебной власти.
На протяжении всех 30 лет правления, Николая беспокоил крестьянский вопрос. Так в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, которому удалось урегулировать земельный вопрос и роль крестьян в нем. Главой министерства стал П.Д. Киселев, дальновидный и решительный деятель, считавший необходимостью освобождение крепостных от личной зависимости. Этот период в истории более известен как реформы Киселева. Не глядя на всю противоречивость личности НиколаяI, он осознавал, что данные меры нужны России, но предлагал не форсировать события. Так на заседании гос. Совета 1842 года он озвучил, что крепостная система, существующая в то время, себя изжила, но дарование свободы крестьянству будет, по его мнению, еще более губительно. Тем не менее, реформа довольно прилично изменила образ жизни крестьянства в лучшую сторону. Была проведена реформа управления деревней, открывались сельские школы и больницы.
Так же в 40-е годы 19 века была проведена денежная реформа. Она ограничила государственные расходы, повысила налоги на ввозимые в Россию товары, основной денежной единицей России стал серебряный рубль, что также облегчило товарно-денежное обращение империи.Все это стало несомненным достижением в царствовании Николая I.

Со́бственная Его́ Импера́торского Вели́чества канцеля́рия (сокращённо — Собственная Е. И. В. канцелярия) — личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I при создании министерств; однако в 1812 году вновь учреждена для работы с делами, требовавшими личного участия государя. Функции Собственной Е. И. В. канцелярии императором Николаем I были значительно расширены. Она просуществовала до крушения Российской империи в 1917 году. С1826 и до 1881 года Собственная канцелярия подразделялась на несколько самостоятельных отделений, значение каждого равнялось министерскому.

Первое отделение[править | править вики-текст]

В царствование Николая I и Александра II занималось подготовкой высочайших указов, приказов и рескриптов, контролем за их исполнением, представлением государю докладов и прошений.

Отделение в 1882 году вновь получило наименование Собственной Е. И. В. канцелярии, которая выполняла функции личной канцелярии императора. К её ведению относились исполнение получаемых от государя повелений и поручений, изготовление в некоторых случаях высочайших указов, рескриптов, приказов, грамот; представление государю поступавших в канцелярию на высочайшее имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление, в иных случаях, монаршей воли по означенным представлениям; рассмотрение ведомостей о неисполненных высочайших указах и повелениях; рассмотрение и представление на усмотрение императора ходатайств благотворительных учреждений, не состоявших в прямом ведении министерств или главных управлений (прежде всего — находившихся под покровительством высочайших особ); первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных условий гражданской службы, а также наград; другие вопросы, связанные с внутренней работой Собственной канцелярии.

Второе отделение[править | править вики-текст]

Второе отделение Собственной Е. И. В. канцелярии было образовано 4 апреля 1826 года взамен состоявшей при Государственном Совете «комиссии составления законов». Это отделение имело своей целью, в противоположность прежней комиссии, не сочинение новых законов, а приведение в порядок действующих. Задача кодификации встала уже не в первый раз со времен Соборного Уложения 1649 года, но впервые сам Император взял дело под личный контроль. Император добивался решения сложнейшей задачи — кодификации всего накопившегося законодательного материала с 1649 года. На создание специальной типографии было потрачено 1 млн золотых, сотрудников было от 30 до 50 человек, что тоже стоило немалых денег. Управляющим II отделением был назначен профессор Петербургского университета, первый декан Юридического факультета, в свое время ректор университета М. А. Балугьянский, но душой дела был его помощник Михаил Михайлович Сперанский, благодаря энергии которого в течение трех лет были собраны все законы, накопившиеся за предшествующие 180 лет и разбросанные по разным местам и учреждениям (Полное собрание законов Российской империи). Считается[ источник не указан 550 дней ], что сам Балугьянский был стар и как юрист уже плох, но Николай боялся шока людей от возвращения на высокое место Сперанского, хотя он уже был возвращен из опалы. Затем II отделение приступило к созданию второго сборника, в котором отобрало все действующее законодательство и изложило его в предметно-историческом, а не в хронологическом порядке («Свод законов Российской империи»).

Цензура
Становление цензурного аппарата

С именем императора Николая I связано 30 лет истории России (1825–1855), при его правлении происходит укрепление государства и его бюрократии, стремившейся сохранить привилегии дворянства, интересы которого она представляла и защищала.

Император Николай I опирался на полицию и цензуру. В отношении последней ему не пришлось изобретать что-то новое: на первых порах его вполне устроила та политика, которую проводил министр духовных дел и народного просвещения в 1824–1828 гг. А. С. Шишков в конце жизни Александра I. Именно при Николае I этот государственный деятель смог реализовать свои идеи о цензуре, не имевшие поддержки Александра I. А. С. Шишков сразу же был принят новым императором, выслушавшим его и давшим ему указание разработать новый цензурный устав. Шишков предлагал свой проект цензурного аппарата. По нему цензурное управление должно состоять из двух комитетов: верхнего (министры народного просвещения, полиции, обер-прокурор Синода и президент Академии наук) и нижнего («избранные, возмужалые, добронравные люди», ученые, знающие языки и словесность), включающего отделы по родам подлежащих цензуре книг.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. и лег в основу осуществляемой цензурной реформы. В противоположность цензурному уставу 1804 г. он был крайне подробен (его объем был в пять раз больше) и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Новый устав был пронизан стремлением регламентировать все возможные задачи цензуры и действия ее аппарата. В 11 главах определялись цели и задачи цензуры, излагались ее организационные основы, фактически предлагалась первая в истории России структура цензурного аппарата. В остальных 8 главах подробнейшим образом раскрывался характер, способы и методы цензуры разных типов произведений печати.

Основные положения цензурного устава 1826 г. сводились к следующему:

- цензура должна контролировать три сферы общественно-политической и культурной жизни общества:

1) права и внутреннюю безопасность;

2) направление общественного мнения согласно с настоящими обстоятельствами и видами правительства;

3) науку и воспитание юношества;

- традиционно цензура вверялась Министерству народного просвещения, а руководило всею ее деятельностью Главное управление цензуры;

- право на цензуру оставалось за духовным ведомством, академией и университетами, некоторыми административными, центральными и местными учреждениями, что закладывало простор для субъективизма цензуры.

Деятельность цензуры регламентировалась в 8 главах устава. Запрещалось:

- места в сочинениях и переводах, «имеющие двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам», т.е. цензор получил право по-своему улавливать заднюю мысль автора, видеть то, чего нет в произведении, которое он рассматривает;

- «всякое историческое сочинение, в котором посягатели на законную власть, приявшие справедливое по делам наказание, представляются как жертвы общественного блага, заслужившие лучшую участь»;

Новый цензурный устав был перегружен такими подробностями, которые не имели прямого отношения к цензуре, загромождали и без того громоздкий его текст, а потому вносили путаницу в действия цензоров.

По мнению графа С. С. Уварова, второй устав содержал в себе «множество дробных правил и был очень неудобен для практики». Действовал он чуть более года. Когда в 1827 г. министр внутренних дел В. С. Ланской приступил к разработке особого цензурного устава, регламентирующего деятельность иностранной цензуры, он столкнулся с необходимостью отступить от сути параграфов «чугунного» устава. В связи с этим он обратился к Николаю I, и тот сразу же увидел в этом предлог отказаться от недавно утвержденного им цензурного устава. Император повелел не только не придерживаться его отдельных правил, но и пересмотреть его в целом.

По Высочайшему повелению для этого была организована авторитетная комиссия, состоявшая из В. С. Ланского, А.X. Бенкендорфа, князя И. В. Васильчикова, тайного советника графа С. С. Уварова, действительного статского советника Д. В. Дашкова. Комиссия выработала проект нового цензурного устава, который был вынесен на Государственный совет. Мнение последнего, представленное Николаю I, довольно основательно и вполне объективно показывало преимущества этого нового цензурного документа. При сравнении нового устава со старым очевидным было существенное различие задач цензурного ведомства, что вело и к более четкому и точному определению обязанностей возлагаемых на цензоров. Мнение Государственного совета по проекту нового цензурного устава было принято во внимание Николаем I. 22 апреля 1828 г. третий цензурный устав был им утвержден. Долгие годы, фактически до 60-х годов, он служил законным руководством для цензурного аппарата страны. Он был компактнее, меньшего размера: в нем было 117 параграфов, причем 40 из них – об иностранной Цензуре, о чем вообще не было сказано в уставе 1826 г.

В противоположность старому уставу устав 1828 г. предписывал цензорам:

- «принимать всегда за основание явный смысл речи, не дозволяя себе произвольное толкование оной в дурную сторону», не придираясь к словам и отдельным выражениям;

- не «входить в разбор справедливости или неосновательности частных мнений или суждений писателя», а также и в «суждение о том, полезно или бесполезно рассматриваемое сочинение»;

- «исправлять слог или заменять ошибки автора в литературном отношении», т.е. не выступать в качестве редактора.

Существенно отличалась по новому цензурному уставу в сравнении с прежним организационная структура цензурных учреждений: она упрощалась, а число цензоров увеличивалось, и их труд облегчался. Впервые создавался столь представительный и авторитетный орган, объединявший разные заинтересованные в цензурной политике стороны.

Созданная по уставу 1828 г. структура цензурного аппарата стала основой на последующие годы.

Не меньшей «эффективностью» работы отличалась и светская цензура в николаевскую эпоху. Россия в 1828 г. получила вполне прогрессивный по тем временам цензурный устав. Он быстро с помощью самого императора Николая I стал обрастать дополнениями, поправками, новыми узаконениями, соответствующими требованию определенного момента времени, правителя или его бюрократии. Устав 1828 г. стали приспосабливать к текущим потребностям власти и власть имущих.

Постепенно расширялся круг ведомств и учреждений, имевших право на цензуру, а этим расширялась возможность цензурного произвола. Рядом повелений императора Николая I 30–40-х годов разным ведомствам и учреждениям: Министерствам Двора, Финансов, Военному, Внутренних дел, II и III отделениям С. Е. Императорского Величества Канцелярии, Военно-топографическому депо, шефу жандармов, Почтовому департаменту, Вольно-Экономическому обществу, Комиссии построения Исаакиевского собора, Кавказскому комитету, Главному попечительству детских приютов, Управлению государственного Коннозаводства и т д. – было предоставлено право просматривать и одобрять к печати книги, журнальные и газетные

Решение всех цензурных вопросов в период царствования Николая I происходило при самом активном участии императора, что составляет особенность этого периода истории цензуры. Николай I всегда ревностно следил за журналистикой и действиями цензуры, сам выступал в качестве главного цензора в своей державе и цензора цензоров. Активность Николая I – цензора, как правило, усиливалась в зависимости от роста видимой им угрозы собственной власти.

Николай I, без сомнения, был настоящим цензором цензоров, о чем они хорошо знали. Наделенный неограниченной властью, он мог не только административно наказать, но и лишить места работы.

Именно Николай I определил целый ряд направлений, на которые цензура должна была обращать пристальное внимание. На протяжении всего царствования Николай I, бдительно следил за деятельностью самого цензурного аппарата, контролировал творчество ведущих литераторов и публицистов, основные издания страны и способствовал установлению субъективного и жесткого режима цензуры в своем государстве, особенно в последние годы правления.

Министерству народного просвещения приходилось постоянно считаться с этой бурной цензурной деятельностью самодержца, а также С. Е. Императорского Величества Канцелярии и особенно III отделения и Министерства Двора. В 30-е годы XIX в. для него цензурное ведомство стало очень сложной заботой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: