В теории права под источниками права понимаются различные способы выражения государственной воли, содержащейся в правовых документах, рассчитанных на неоднократное применение,
Различают действие нормативных правовых актов по территории, времени и кругу лиц:
1) действие нормативных правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа — автора того или иного документа. Например, постановления Совета Министров Республики Беларусь действуют на всей территории Республики Беларусь, решения районных исполнительных и распорядительных органов, имеющие нормативный характер, действуют только на территории их района. В силу неперемещаемости земли в земельном праве не предусмотрены основания экстерриториального действия закона, которые имеются в гражданском праве;
2) по времени действия нормативные правовые акты в земельном праве, как правило, не имеют обратной силы;
3) по кругу субъектов действие нормативных правовых актов осуществляется в отношении:
— общих субъектов, т. е. лиц, по своей природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на земельный участок в порядке, определенном законодательством;
- специальных субъектов, т, е, лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы,
Источник земельного права можно определить как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.
Система источников земельного права перечислена в ст. 2 Кодекса о земле, которая устанавливает, что земельные отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства.
Центральное место среди источников права занимает Конституция Республики Беларусь, нормы которой являются основой источников земельного права. Конституция устанавливает, что территория Беларуси едина и неотчуждаема (ст. 9).
Конституция закрепляет такие основополагающие положения земельного права, как нахождение земель сельскохозяйственного назначения только в государственной собственности, равная защита и равные условия для развития всех форм собственности, в том числе и на землю (ст. 13), права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, неприкосновенность собственности (ст. 44).
Конституционным является право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Государство в соответствии с Конституцией (ст. 46) осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе и земли, в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей природной среды. Охрана окружающей среды согласно ст. 55 Конституции является долгом каждого.
Следующим основным источником земельного права является Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., представляющий собой систематизированный законодательный акт, регулирующий земельные отношения. В Кодексе о земле регламентируются отношения собственности, по владению, пользованию и аренде земли, по предоставлению и изъятию земель и т, д,
К источникам земельного права относятся также декреты и указы Президента Республики Беларусь Например, Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 687 было утверждено Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам,
В последнее время среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, значительное место занимают отдельные законы, принятые на основании и в соответствии с Конституцией и направленные на регулирование земельных отношений в условиях рыночных преобразований.
Среди законов, относящихся к источникам земельного права, можно выделить следующие:
1) Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции Закона от 9 июля 2007 г.);
2) Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г, «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
3) Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» (с изм. и доп.);
4) Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.);
5) Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г, «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.);
6) Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
Значительную группу источников земельного права составляют постановления Правительства Республики Беларусь, принятые в том числе и для более точной детализации положений Кодекса о земле и иных актов земельного законодательства.
Источниками земельного права являются также приказы, инструкции, положения и иные нормативные правовые акты министерств, госкомитетов и других органов исполнительной власти,
Среди ведомственных нормативных актов, регулирующих земельные отношения, большую группу составляют документы, принимаемые Государственным комитетом по имуществу (далее - Госкомимущество). Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете {Министров Республики Беларусь (далее — Комзем) был преобразован в Государственный комитет по имуществу.
Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относятся также акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.
Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся в источниках таких отраслей права, как экологической, водной, лесной, горной. Например, в Кодексе Республики Беларусь о недрах, Лесном кодексе Республики Беларусь, Водном кодексе Республики Беларусь.