Право ограниченного пользования чужими земельными участками

Земельно-правовой сервитут — это право ограниченного пользования соседним или другим земельным участком. В соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь собственник земельного участка вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута. При этом обременение земельного участка* земельным сервитутом не лишает землепользователя права владения, пользования и распоряжения этим участком.

Кроме того, землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе в соответствии со статьей 19 Кодекса о земле требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которой определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения — судом.

Земельный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим его установления, и землепользователем обременяемого им земельного участка. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях земельного сервитута спор разрешается судом по иску заинтересованного лица.

Земельный сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный земельный сервитут) и на неопределенный срок (постоянный земельный сервитут). Если в договоре о земельном сервитуте или постановлении суда об установлении земельного сервитута срок его действия не указан, земельный сервитут считается постоянным.

В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута.

Земельный сервитут сохраняется и в случае перехода права на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

В соответствии с установившейся земельно-правовой практикой обычно сервитут устанавливается (прекращается) на основании соглашения между заинтересованным лицом и собственником соседнего участка и подлежит регистрации. В случае недостижения соглашения между заинтересованным лицом и собственником соседнего участка об установлении сервитута спор разрешается судом по иску заинтересованного лица, и сервитут устанавливается на основании решения суда.

Сервитут сохраняется и при переходе права на обремененный сервитутом земельный участок к другому лицу. Приобретатель такого участка должен быть уведомлен об обременении участка сервитутом. Установление сервитута выполняется кадастровым органом. Для работ по установлению сервитута кадастровый орган может привлекать юридических и физических лиц, имеющих специальное разрешение (лицензию) на выполнение землеустроительных работ. Стоимость сервитута, который устанавливается на земельном участке государственной формы собственности, как правило, подлежит обязательной оценке. Если доминантный* и обременяемый (ые) земельные участки расположены в разных кадастровых округах, то установление сервитута выполняется кадастровым органом по местоположению обременяемого участка.

Процедура установления сервитута начинается с письменного заявления заинтересованного лица и собственника обременяемого земельного участка об установлении сервитута в кадастровый орган и завершается государственной регистрацией сервитута и выдачей кадастровым органом документов, удостоверяющих регистрацию, и включает следующие действия:

— изучение возможности установления сервитута и составление договора о сервитуте;

— подписание договора о сервитуте владельцами земельных участков или их представителями, уполномоченными на то законодательством или доверенностями;

— государственная регистрация сервитута и договора о сервитуте;

— выдача документов, удостоверяющих государственную регистрацию сервитута.

При изучении возможности установления сервитута и составлении договора о сервитуте кадастровый орган проверяет правомочия заявителей по записям в государственной земельно-кадастровой книге и обследует земельные участки в натуре (обследование осуществляется в случае необходимости и включает проверку использования земельных участков по целевому назначению, а также соответствия границ и других характеристик земельных участков сведениям из государственной земельно-кадастровой книги и кадастровой карты), а также принимает решение о границах сервитута. Решение принимается на основании заявления об установлении сервитута с учетом строительных норм и правил, норм отвода земель для инженерных сооружений, ограничений, вытекающих из комплексных градостроительных регламентов, градостроительной документации, экологических, санитарных и противопожарных требований. При необходимости осуществляется оценка сервитута и составляется проект договора о сервитуте, который подписывается заявителями в кадастровом органе. Регистрация сервитута включает государственный кадастровый учет границ сервитута и государственную регистрацию сервитута в государственной земельно-кадастровой книге. Кадастровая процедура выполняется на платной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: