Анализ и диагностика затрат на 1 рубль выпущенной продукции. Анализ и диагностика влияния внутренних и внешних факторов на изменение затрат

Анализ показателя затрат на 1 руб. продукции направлен на то, чтобы раскрыть издержки на производство и реализацию разнородной продукции. Этот показатель определяется следующим соотношением:

З 1р тп = S / N = ∑ qc / ∑ qz,

где З 1р тп – затраты на 1 руб. товарной продукции; q – количество, объем выпуска в натуральном выражении, с – себестоимость единицы; Z –цена единицы.

Показатель затрат на 1 руб. продукции применяется для контроля за динамикой себестоимости. Используя данный обобщающий показатель можно провести межхозяйственные сравнения.

Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на 1 руб. товарной продукции. Затраты на 1 руб. товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных расходов. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию. В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:

* изменение объема и структуры продукции;

* изменения себестоимости продукции;

* изменения цен на продукцию.

При изменении объема и структуры продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на 1 руб. товарной продукции против плана снизится, и наоборот. Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на 1 руб. товарной продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, и наоборот. Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на 1 руб. товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на 1 руб. товарной продукции растут, и наоборот.

Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ проводится способом цепных подстановок. Для того чтобы проанализировать изменение затрат на 1 руб. товарной продукции, необходимо:

1. Рассчитать затраты на 1 руб товарной продукции при всех плановых показателях

2. Рассчитать затраты на1 руб. товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент

3. Рассчитать затраты на 1 руб. товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т.е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане

4. Определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году

Сводка факторных влияний выглядит следующим образом:

- объект анализа = п.4 - п.1

- изменение объема и структуры продукции = п.2 - п.1

- изменение себестоимости продукции = п.3 - п.2

- изменение оптовых цен на продукцию = п.4 - п.3

Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости отдельных изделий зависит от:

* изменения цен на сырье, материалы, топливо и т.д., тарифов на энергию, грузовые перевозки;

* изменения затрат по отдельным статьям себестоимости.

Снижение оптовых цен при прочих равных условиях увеличивает затраты на 1 руб. товарной продукции, и наоборот.

Для того чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на 1 руб. товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции. Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на 1 руб. товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем продаж, выраженный в плановых ценах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: