Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека

Культура (лат. cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное кол-во значений. В современной философии можно выделить 2 подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным обществам или индивидам. В широком смысле слова под культурой понимают специфическую, генетическую ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимопонимания людей со средой их существования, которые они вырабатывали в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. При таком подходе культура истолковывается как сотворённая человеком “вторая природа” надстроенная над первой, естественной природой.

Как известно, человек является биологическим, природным существом и, одновременно, он в значительной мере преодолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Создавая культурные ценности, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы. В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного и биологического существования. Человек подобно любому живому организму двигается по кругу: рождение - жизнь - смерть. Благодаря культуре человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. Т. о. культура выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, форм и образов поведения, но и как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.

Основные концепции культуры: Концепция культуры И.Г. Гердера; Гегеля; Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; Культурологическая концепция Ф.Ницше; Философия культуры О.Шпенглера; Бердяева; Культурологическое учение М.Вебера; Феноменология Э.Гуссерля; Концепция культуры К.Ясперса; Психологическая интерпретация культуры З.Фрейда; Культурологические идеи К.Юнга; Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А.Тойнби; Структуралистские и постструктуралистские исследования культуры; Концепция культурных суперсистем П.А. Сорокина; Концепция игровой культуры (Й.Хейзинга). Рассмотрим отдельные концепции.

Концепция культуры И.Г. Гердера. Своими корнями культурология уходит в эпоху Просвещения, когда развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя истор. периодизацию и внутренние закономерности. Значительную роль в этом процессе сыграл немецкий философ и культуролог Гердер. В его понимании человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением и постепенно достигает более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой цепи является человек. Культура отличает его от животного, являясь как бы его вторым рождением. Гердер подчеркивает 2 начала в культуре: надприродную сущность культуры и историческую причину развития культуры.

Философия культуры О. Шпенглера. В его концепции мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Он также выделяет 2 линии развития: восходящую (культуру в собственном смысле) и нисходящую (цивилизацию). Первую характеризует развитие органических начал культуры, вторую - их закостенение и превращение в механистические, что выражается в бурном развитии техники, разрастании городов в мегаполисы, появлении массовой культуры, превращении региональных форм в мировые. Кризис культуры - это простое вхождение ее процветания в заключительную цивилизационную стадию. По мнению Шпенглера, кризис есть завершение цикла, смерть культуры. Все конфликты мировоззрения, политики, искусства, науки, чувств происходят под знаком противоположности культуры и цивилизации.

Психологическая интерпретация культуры З.Фрейда. В основе психоаналитического анализа культур лежит утверждение, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечеством (филогенез, родовое развитие - происхождение). Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию. В связи с наличием таких мощных негативных сил человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, «навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти». Части, элементы культуры (в основном духовной культуры) - религия, искусство, наука - суть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Так, например, религия - это фантастическая проекция во внешний мир неудовлетворенных влечений и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: