Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) –противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя и более сторонами.
Существует четыре основных типа конфликтов.
1тип - внутриличностный конфликт. Одна из наиболее распространенных его форм - это ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. 2 тип - межличностный конфликт (наиболее распространенный). Руководителям часто приходится отстаивать интересы коллектива (распределение ресурсов, время использования оборудования и т. д.). Причем каждый считает, что должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему. Также может быть столкновение двух специалистов за осуществление своих проектов. 3 тип - конфликт между личностью и группой. Например, неформальная группа устанавливает нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым в эту группу. 4 тип - межгрупповой конфликт, т. е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзом и администрацией.
Последствия конфликтов могут быть функциональными. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению проблемы. Другое последствие конфликта состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях. Возможными и важными последствиями конфликта являются также снижение вероятности группового мышления и синдром покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям руководителей.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей.
Структурными методами разрешения конфликтов являются:
• разъяснение требований к работе;
• детальное, обоснованное и закрепленное соответствующими положениями распределение полномочий между конфликтующими подразделениями;
- установление общеорганизационных комплексных целей. Для осуществления этих целей требуются совместные усилия двух или более сотрудников либо отделов
- изменение организационной структуры управления предприятием, разделение или слияние подразделений в целях разрешения конфликтной ситуации
- использование системы вознаграждения.
К межличностным методам разрешения конфликтов относятся:
• метод уклонения. Руководитель старается не попадать в конфликтные ситуации. Между тем проблема остается и не находит разрешения;
• метод сглаживания. Руководитель старается избежать конфликтной ситуации;
• метод убеждения. Руководитель убеждает противоположную сторону в неправоте;
• метод принуждения. Руководитель, для того чтобы заставить принять свою точку зрения, использует власть;
• метод компромисса, т. е. принятие точки зрения другой стороны;
• метод решения проблемы. Руководитель, который пользуется этим методом, старается найти наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации.
16. Организационные отношения в системе менеджмента. Факторы эффективного функционирования организации
Имеется два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
2. Взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее производство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Организовывать — это значит разделять целое на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи нижестоящим уровням путем распределения ответственности, полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. С этой целью должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигается путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций, определяющих внутренний распорядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью. Горизонтальное разделение осуществляется по функциональным подразделениям.
Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Цели делегирования:
— разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
— повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
— активизировать человеческий фактор, т.е. как можно больше заинтересовать работников общими задачами предприятия.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована.
Полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Выделяют линейные и штабные полномочия.
Линейные полномочия — это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, по которой передается цепь команд (сверху вниз) и отчетная информация (снизу вверх).
В иды штабных полномочий:
1 РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. линейное руководство будет обращаться за консультациями к консультативному аппарату, когда потребуются его знания. Но линейные руководители не обязаны так поступать. Они могут, по своему выбору, решить проблему, даже не ставя аппарат в известность.
2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ решения. линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Однако линейные руководители не обязаны следовать рекомендациям аппарата.
3. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. Целью является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Например, применяются для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи в случае всех крупных покупок.
4.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.
5. ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ВНУТРИ АППАРАТА.
Факторы эффективного функционирования организации: наличиевнутрипроизводственных нормативных документов (положения об отделах, цехах, секторах, группах, бригадах и др.), в которых определены задачи подразделения, его структура, подчиненность, разработаны обязанности и ответственность его руководителя и сотрудников; четкое распределение обязанностей среди подчиненных; организация проверки исполнения порученного дела; быстрая обработка информации и эффективное ее использование; устранение потерь рабочего времени, упрощение и сокращение документации и отчетности, рационализация документооборота, совершенствование делопроизводства.