Определение интенсивности УФР биологическим методом

Метод основан на определении биодозы – минимальной эритемной дозы облучения (МЭД), которая соответствует минимальному времени облучения, после которого через 8 – 20 часов возникает покраснение (эритема) незагорелой кожи.Эта пороговая эритемная доза непостоянна. Она зависит от пола, возраста, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей организма.

Биодоза должна устанавливаться экспериментально у каждого или выборочно у наиболее ослабленных лиц облучаемого контингента. Определение биодозы проводится тем же источником искусственного УФИ, который будет применен для профилактического облучения.

Определение биодозы производится при помощи специального устройства – биодозиметра Дальфельда-Горбачева, который представляет собой планшетку с шестью отверстиями размером 1,5 х 1,0 см, которые закрываются подвижной пластинкой. Биодозиметр закрепляют на незагорелой части тела, чаще всего на внутренней части предплечья, либо на эпигастральной области или спине. На коже шариковой ручкой отмечают расположение и номер окошек. Пациента располагают на расстоянии 0,5 м от источника УФО (после предварительного прогревания лампы в течение 10-15 минут), закрывая последовательно отверстия биодозиметра через каждую минуту, начиная с 6-ого окна. Таким образом, под окошком № 1 поверхность тела облучается в течение 6 минут; под № 2 – 5 минут; № 3 – 4 минуты; № 4 – 3 минуты; № 5 – 2 минуты; № 6 – 1 минуту. Контроль появления эритемы проводят через 8 – 20 часов после облучения.

Биодозу выражают в минутах по номеру окошка, под которым эритема будет едва заметна.

Экспериментально установлено, что для профилактики ультрафиолетовой недостаточности (гипо- и авитаминоза D, нарушений фосфорно-кальциевого обмена и др. неблагоприятных последствий) необходимо ежедневно получать 1/8 – 1/10 биодозы (минимальная суточная профилактическая доза).

Оптимальная, или физиологическая, доза с точки зрения ее адаптогенного действия составляет 1/2 – 1/4 биодозы.

Время получения биодозы зависит от расстояния до источника УФИ.

Х = А х (В/С) 2

Где Х – биодоза, мин.;

А – биодоза на стандартном расстоянии 0,5 м, мин.;

В – расстояние, на котором находится пациент, м;

С – стандартное расстояние, на котором определяли биодозу, м.

Приложение 5.

Оценка эффективности санации воздушной среды УФ излучением

Для оценки эффективности санации воздуха необходимо провести посев микроорганизмов на чашки Петри с мясопептонной или специальной питательной средой с помощью прибора Кротова до и после облучения помещения бактерицидными лампами. После выращивания микробов в термостате в течение 24 часов производят подсчет колоний.

Оценка микробного загрязнения воздуха проводится путем определения микробного числа (общее количество микроорганизмов в 1 м 3 воздуха) и гемолитического стафилококка.

Микробное число рассчитывают по формуле:

М. ч. = (А х 1000): (Т х V), где

А – количество колоний на чашке Петри;

Т – длительность отбора пробы воздуха, мин;

V – скорость протягивания воздуха через прибор Кротова, л/мин.

Бактерицидное действие ультрафиолетовой радиации характеризуется степенью эффективности санации (СЭС) ( выраженное в процентах отношение разницы между количеством колоний до и после санации к количеству колоний до санации) и коэффициента эффективности санации (КЭС), показывающим во сколько раз в результате санации уменьшилось количество колоний микроорганизмов).

Санация считается эффективной, если СЭС составляет 80 % и более, а КЭС – не менее 5..

Показатели после санации (микробное число) сравнивают с данными допустимого бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений (см. Приложение 7).

Приложение 6.

Ориентировочные показатели для оценки микробного загрязнения (степень чистоты) воздуха некоторых помещений

  Помещения Микробное число на м 3   Характеристика воздуха
Общее микробное число Вт.ч. гемолитический стафилокок
Жилые Общественные Детские учреждения До 2000 До 10 Очень чистый
2000 – 4000 11 – 40 Достаточно чистый
4000 –7000 40 – 120 Умеренно загрязненный
Более 7000 Более 120 Сильно загрязненный
Операционная: а)до операции До 500 Не должно быть Чистый
б) в конце работи До 1000 Не более 3 Чистый
Перевязочная: а)до работы До 500 Не должно быть Чистый
б) в конце работы До 2000 Не более 3 Чистый
Манипуляцион-ная До 1000 До 16 Очень чистый
До 2500 До 16 Очень чистый
Лечебная палата До 3500 До 100 Чистый

Тема: МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНОГО РЕЖИМА ПОМЕЩЕНИЙ И ПОДВИЖНОСТИ ВОЗДУХА

Актуальность темы. Организм человека подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, из которых важная роль принадлежит таким факторам как температура, влажность, подвижность воздуха. Резкие изменения указанных факторов могут способствовать развитию в организме неблагоприятных процессов, нарушающих здоровье и снижающих работоспособность. Колебания этих факторов существенным образом отражаются на изменении условий теплоотдачи. Высокая температура и влажность при низкой подвижности воздуха затрудняют отдачу тепла испарением и конвекцией. При температуре воздуха, близкой к температуре тела, отдача тепла путем конвекции и излучения почти прекращается вследствие уменьшения разницы между температурой кожи и окружающей среды. Чем выше относительная влажность, тем больше затрудняется испарение с поверхности кожи.

Скорость движения воздуха оказывает также большое влияние на теплообмен организма. Это выражается в увеличении теплопотерь путем конвекции и ускорении отдачи тепла испарением. Совершенство терморегуляционных механизмов позволяет человеку приспосабливаться к различным условиям окружающей среды и кратковременно переносить значительные колебания указанных факторов. Длительное напряжение терморегуляции вызывает нарушение теплового равновесия организма, что может причинить вред здоровью.

Решение вопроса оптимизации температурно-влажностного режима и подвижности воздуха в помещениях возможно при условии определения и гигиенической оценки показателей. Для этого необходимо овладеть методикой изучения показателей температурно-влажностного режима и подвижности воздуха, что и определяет актуальность темы.

Цель обшая: Уметь определить и оценить показатели температурно-влажностного режима и подвижности воздуха. Разработать рекомендации по их оптимизации.

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:
УМЕТЬ:
1. Определить факторы, влияющие на температуру, влажность и скорость движения воздуха в помещениях. 2. Выбрать точки для измерения температуры воздуха, определить показатели температурного режима, дать им гигиеническую оценку. 3. Определить показатели влажности воздуха, дать гигиеническую оценку относительной влажности 4. Определить скорость движения воздуха, кратность воздухообмена и дать им гигиеническую оценку. Построить розу ветров. 5. Оценить показатели температурно-влажностного режима, скорости движения воздуха и их влияние на организм. Разработать рекомендации по их нормализации. 1. Измерять температуру воздуха и определять показатели влажности расчетным методом (кафедра физики). 2. Оценить процессы терморегуляции организма при тепловом и холодовом воздействии (кафедра физиологии).

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

Задание 1.

Необходимо измерить температуру воздуха в комнате общежития. Выберите прибор для определения температуры.

A. Гигрограф.

B. Анемометр.

C. Барограф.

D. Гигрометр.

E. Термометр.

Задание 2.

Человек работает при температуре воздуха 35 0С и умеренной влажности. Укажите преимущественный путь отдачи тепла организмом.

A. Конвекцией.

B. Излучением.

C. Испарением.

D. Кондукцией.

E. Дыханием.

Задание 3.

При изучении условий труда рабочих установлено, что температура воздуха в цехе 35 0С, относительная влажность 75 %, скорость движения воздуха 0,65 м/с. Какие изменения процессов терморегуляции наиболее вероятны в данных условиях?

A. Увеличится теплоотдача путем испарения.

B. Увеличится теплоотдача путем излучения.

C. Увеличится теплоотдача конвекцией.

D. Увеличится теплоотдача путем кондукции.

E. Процессы терморегуляции обеспечат тепловой баланс.

Задание 4.

В производственном помещении температура воздуха 27 0С, относительная влажность 75 %, скорость движения воздуха – 0,1 м/с. Какой наиболее существенный путь отдачи тепла организмом в данных условиях?

A. Конвекцией.

B. Излучением.

C. Испарением.

D. Кондукцией.

E. Дыханием.

Задание 5.

В жилом помещении температура воздуха 20 0С, относительная влажность 40 %, скорость движения воздуха 0,25 м/с. Какие изменения процессов теплообмена между организмом и внешней средой наиболее вероятны в данных условиях?

A. Процессы теплообмена обеспечат тепловой баланс.

B. Увеличится теплоотдача путем испарения.

C. Увеличится теплоотдача конвекцией.

D. Снизится теплоотдача путем испарения.

E. Снизится теплоотдача конвекцией.

Эталоны ответов заданий контроля исходного уровня: задание 1 – 5, задание 2 – 3, задание 3 - 1, 3. Остальные задания решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Физиология человека: Учебник под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998. – т. II. – С. 130-139.

2. Филимонов В.И. Нормальная физиология: Учебник. – Киев: Здоровье, 1995. – С. 276-283.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: