Технологическая карта практического занятия

  № п/п   Этапы   Время, минут.   Учебные устройства Место проведения
Средства обучения Оснащение занятия
1. Проверка уровня подготовки к занятию (устно)   Контроль-ные вопросы   Лаборато-рия кафедры
2. Самостоятельная работа: 2.1.Расчет суточных энерготрат; 2.2.Расчет физиологической потребности организма в белках, жирах, углеводах;   учебные таблицы, нормативы граф логической структуры, алгоритм.
  Анализ и коррекция самостоятельной работы   учебные таблицы  
  Тестовый контроль   тестовые задания  
5. Обобщение работы и оценивание      

Приложение 1

Граф логической структуры темы:

«Методика расчета энергозатрат человека и его потребности в разных нутриентах. Методика оценки адекватности питания расчетными методами»

 
 
Углеводах
Жирах
Белках
Расчет суточных энергозатрат
  Хронометражное наблюдение
Методы определения энерготрат
Нерегулируемый обмен
Суточные энерготраты человека


Регулируемый обмен по КФА

Хронометражно-табличный
Непрямой калориметрии
Прямой калориметрии

Определение вида деятельности и затраченного времени

Расчет физиологической потребности организма в нутриентах

Методика оценки адекватности питания расчетными методами

Приложение 2

Алгоритм: Методика расчета энерготрат человека и его потребности в разных нутриентах

 
 


Приложение 3

Форма записи результатов хронометрического наблюдения

№ п/п   Вид деятельности   Продолжи-тельность, мин Калориметри-ческий (энергетичес-кий) коэффициент, ккал /кг/мин Расход энергии на 1кг (калорим. коэф × продолжит. времени в мин)
         
         

Приложение 4

Методика расчета физиологической потребности организма

в питательных веществах.

При расчете следует исходить из суточных энерготрат и калорийной квоты белков, жиров, углеводов.

Калорийные квоты белков - 11%, жиров - 25%, углеводов - 64%.

Потребность в белках (в граммах) будет равна:

Есс × 11%

100% × 4 ккал/г,

где Есс – суточные энерготраты;

Потребность в жирах(в граммах) будет равна:

Есс × 25%

100% × 9 ккал/г;

Потребность в углеводах (в граммах) будет равна:

Есс × 64%

100% × 4 ккал/г.

Тема: ИЗУЧЕНИЕ АДЕКВАТНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СУТОЧНЫМИ ЭНЕРГОЗАТРАТАМИ.

Актуальность темы. Адекватное питание, т.е. соответствующее физиологическим потребностям организма по энергетической ценности и химическому составу, обеспечивает высокую резистентность организма к воздействию различных факторов окружающей среды и является основой здоровья человека.

Оценка адекватности питания осуществляется с учетом суточных энерготрат и физиологической потребности организма в нутриентах. Это можно осуществить по меню-раскладке. Врач лечебного профиля должен уметь контролировать составление и оценивать индивидуальное питание по меню-раскладке, исходя из физиологических потребностей организма, разрабатывать рекомендации по рационализации питания. В этом суть актуальности темы занятия.

Цели занятия:

Цель (общая) – уметь оценить адекватность индивидуального питания по меню-раскладке и разработать рекомендации по его рационализации.

Для реализации общей цели необходимо уметь:

Конкретные цели: 1. Составить меню-раскладку и провести по ней расчеты с определением калорийности, содержания всех питательных веществ. 2. Определить сбалансированность белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. 3. Оценить адекватность и сбалансированность питания. 4. Оценить режим питания. 5. Разработать рекомендации по рационализации питания. Цели исходного уровня знаний-умений: 1. Обосновать потребность организма в энергии в соответствии с ее затратами. (каф. нормальной физиологии) 2. Обосновать физиологическую потребность организма в питательных веществах (каф. нормальной физиологии)

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля:

Задание 1

Шахтер-проходчик выполняет работу, относящуюся к IV группе интенсивности труда.

Определите физиологическую потребность организма шахтера в энергии:

1. 2200 ккал.

2. 3200 ккал.

3. 3300 ккал.

4. 4300 ккал.

5. 5000 ккал.

Задание 2

Величина суточных энергозатрат работника умственного труда составляет 2300 ккал. Необходимо обеспечить рациональное питание.

Для какой группы интенсивности труда следует использовать физиологические нормы питания?

1. Первой.

2. Второй.

3. Третьей.

4. Четвертой.

5. Пятой.

Задание 3

Рабочий-сталевар, 25 лет, отнесен по энерготратам к IV группе интенсивности труда. Что необходимо учесть для оценки физиологической потребности организма в питательных веществах?

1. Суточные энерготраты.

2. Основной обмен.

3. Специфически-динамическое действие пищи.

4. Пол.

5. Возраст.

Задание 4

Составляется суточный рацион питания для детей интерната.

Чем следует руководствоваться при составлении меню раскладки?

1. Потребностью организма детей в энергии на основной обмен.

2. Возрастом и весом детей.

3. Термогенным действием пищи.

4. Нормами питания для детей данного возраста.

5. Ростом детей.

Эталоны ответов на задания 1 – 3, 2 – 1. Остальные задания решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходных знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Филимонов В.И. Нормальная физиология.– К.: Здоров’я, 1995. – С. 188-222.

2. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека.– М.: Медицина, 1998. – С. 8-18; 94-104.

Дополнительная:

1. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под редакцией

чл-кор. АМН СССР Косицкого Г.И. и проф. Полянцева Е.А. – М.: Медицина,

1988. – С. 148-150.

Содержание обучения

После освоения необходимых базисных знаний-умений следует изучить литературу по теме:

1. Гігієна та екологія. Підручник. / За редакцією В.Г.Бардова.- Вінниця: Нова Книга, 2006.- С. 288 - 310.

2. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології: учбовий посібник. – К.: Здоров’я, 1999. – С. 310-354.

3. Даценко І.І., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. Загальна гігієна: посібник для практичних занять. – Львів: Світ, 2001. – С. 147-157

4. Лекция по теме.

5. Граф логической структуры темы (Приложение 1).

Дополнительная литература:

1. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983.– С. 134-155.

2. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. – М.: Медицина, 1985. – С. 24-53.

3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М.: Медицина, 1983. С. 4-12.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

1. Понятие о рациональном питании, требования к рационам питания.

2. Гигиенические требования к сбалансированности питания.

3. Режим питания, его гигиеническое значение. Требования к режиму питания различных групп населения.

4. Принципы физиологического нормирования питания.

5. Методы изучения и оценки адекватности питания населения.

6. Методика составления меню-раскладки и расчета по ней калорийности и содержания питательных веществ.

7. Оценка количественного и качественного состава пищевого рациона в соответствии с суточными энерготратами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: