Гигиенической оценки почвы по данным обследования и результатам лабораторного анализа

   
 
 
 
 
 
 
 


Содержательный модуль 4 «Гигиена питания»

Тема: МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЭНЕРГОЗАТРАТ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ В РАЗНЫХ НУТРИЕНТАХ. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ РАСЧЕТНЫМИ МЕТОДАМИ

Актуальность темы: Суточные энергозатраты человека определяют его потребность в энергии и питательных веществах, поставляемых рационом питания. Определение суточных энергозатрат хронометражно-табличным методом позволяет затем рассчитать физиологическую потребность организма в основных нутриентах и оценить адекватность индивидуального питания расчетным методом.

Цели занятия:

Цель (общая) – уметь определить суточные энергозатраты хронометражно-табличным методом и рассчитать потребность организма в нутриентах.

Для достижения общей цели необходимо уметь:

Конкретные цели: 1. Провести хронометраж суток. 2. Рассчитать суточные энерготраты. 3. Рассчитать физиологическую потребность организма в белках, жирах, углеводах. 4. Обосновать возможность оценки адекватности питания расчетными методами. Цели исходного уровня знаний-умений: 1. Обосновать составные части суточных энергозатрат организма человека (каф. нормальной физиологии). 2. Выбрать метод определения суточных энергозатрат (каф. нормальной физиологии). 3. Обосновать физиологическую потребность организма в питательных веществах (каф. нормальной физиологии).

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

Задание 1

Основной обмен студента составляет 1700 ккал.

На что тратится эта энергия?

1. На физическую работу.

2. На умственную работу.

3. На поддержание физиологических функций организма.

4. На терморегуляцию.

5. На усвоение пищи.

Задание 2

Суточные энерготраты рабочего составляют 3500 ккал.

Определите составные части суточных энергозатрат.

1. Основной обмен, термогенное действие пищи.

2. Основной обмен, энергозатраты на физическую работу.

3. Энерготраты на работу и термогенное действие пищи.

4. Основной обмен, специфически-динамическое действие пищи, энерготраты на различные виды деятельности.

5. Энерготраты на физическую и умственную работу.

Задание 3

Необходимо определить основной обмен человека умственного труда.

Предложите наиболее объективный метод:

1. Табличный.

2. Прямой калориметрии.

3. Непрямой калориметрии.

4. По газообмену.

5. Хронометражный.

Задание 4

В рационе питания врача содержится 57 г белков, 67 г жиров и 334 г углеводов. Суточные энерготраты составляют 2300 ккал.

Покрывается ли потребность организма врача в питательных веществах?

1. Покрывается во всех питательных веществах.

2. Покрывается только в белках.

3. Покрывается только в жирах.

4. Покрывается только в углеводах.

5. Не покрывается во всех питательных веществах.

Задание 5

При расчете суточных энерготрат были использованы основной обмен и энерготраты на различные виды деятельности.

Определите правильность расчета энерготрат

1. Правильный.

2. Учтены все энерготраты.

3. Неправильный, не учтены энерготраты на физиологические функции.

4. Не учтены энерготраты на специфически-динамическое действие пищи.

5. Не учтены энерготраты на работу.

Задание 6

Суточные энерготраты составляют 4200 ккал. В рационе 90 г белков, 100 г жиров и 500 г углеводов.

Покрывает ли рацион суточные энерготраты?

1. Покрывает, калорийность рациона 4250 ккал.

2. Покрывает, калорийность рациона 4280 ккал.

3. Не покрывает, калорийность – 3000 ккал.

4. Не покрывает, калорийность – 3390 ккал.

5. Не покрывает, калорийность – 3260 ккал.

Эталоны ответов к заданиям 1 - 3.; 2 - 4.; 3 - 2. Остальные задания решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходных знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Филимонов В.И. Нормальная физиология.– К.: Здоров’я, 1995. – С. 188-222.

2. Физиология человека /Под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф.– М.: Медицина, 1998. т.2. – С. 8-18.

3. Коробков А.В., Башкиров А.А. и др. Практикум по нормальной физиологии.– М.: Высшая школа, 1993. – С. 233-239.

Содержание обучения:

После усвоения необходимых базисных знаний-умений следует изучить литературу по теме:

1. Гігієна та екологія. Підручник. / За редакцією В.Г.Бардова.- Вінниця: Нова Книга, 2006.- С. 277-287.

2. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології: Навчальний посібник. К.: Здоров’я, 1999. – С. 313-320.

3. Даценко І.І., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. Загальна гігієна: посібник для практичних занять. –Львів; Світ, 2001, - С. 140-146.

4. Лекция по теме.

5. Граф логической структуры темы (Приложение 1).

Дополнительная литература:

1. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена.– К.: Вища школа, 1983.– С. 134-155.

2. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена.– М.: Медицина 1985. – С. 34-40.

3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене.– М.: Медицина, 1983.– С. 4-12.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности

1. Основной обмен, специфически-динамическое действие пищи, их характеристика.

2. Регулируемый обмен, зависимость его от коэффициента физической активности.

3. Хронометражно-табличный метод определения суточных энерготрат.

4. Методика расчета суточных энерготрат хронометражно-табличным методом.

5. Определение физиологической потребности организма в белках, жирах, углеводах.

6. Оценка адекватности питания расчетным методом по меню-раскладке.

Ориентировочная основа деятельности:

После усвоения теоретических вопросов ознакомьтесь с обучающим алгоритмом (Приложение 2).

Для проверки усвоения материала, Вам предлагается решить следующие задания:

Задания обучающего типа:

Задание 1

Необходимо определить суточные энерготраты хронометражно-табличным методом.

Что необходимо учесть при хронометражном наблюдении?

1. Вид деятельности, основной обмен.

2. Время выполнения видов деятельности, КФА.

3. Коэффициент физической активности.

4. Основной обмен.

5. Вид деятельности, время его выполнения.

Задание 2

Студент выполняет работу с коэффициентом физической активности 1,6. Определите группу интенсивности труда студента.

1. Первая.

2. Вторая.

3. Третья.

4. Четвертая.

5. Пятая.

Задание 3

Суточные энерготраты рабочего определяли хронометражно-табличным методом.

Определите содержание этого метода:

1. Проводится хронометражное наблюдение в течение суток и определяется основной обмен.

2. Регистрируется время работы.

3. Определяется время видов деятельности и рассчитываются суточные энерготраты с учетом энергетических коэффициентов и веса.

4. Рассчитываются энергетические коэффициенты.

5. Определяется сумма основного обмена, специфического динамического действия пищи и энерготрат на различные виды деятельности.

Задание 4

Основной обмен работника умственного труда составляет 1700 ккал, коэффициент физической активности 1,4.

Определите суточные энерготраты:

1. 1700 х 1,4 = 2380 ккал.

2. 1700 х 1,4 + 10% = 2618 ккал.

3. 1700 х 1,4 - 10% = 2142 ккал.

4. 1700 х 1,4 + 15% = 2737 ккал.

5. 1700 х 1,4 - 15% = 2261 ккал.

Задание 5

Суточные энерготраты врача-хирурга составляют 3700 ккал. В суточном рационе врача содержится 120 г жиров. Калорийная квота жиров 25%.

Оцените содержание жиров в рационе питания врача-хирурга.

1. Недостаточное

2. Дефицит составляет 30 г

3. Избыточное, выше нормы на 17,8 г

4. Выше нормы на 40 г

5. Соответствует физиологической потребности.

Задание 6

В рационе питания рабочего содержится 100 г белков, 100 г жиров, 400 г углеводов. Суточные энерготраты рабочего составляют 2890 ккал.

Покрываются ли суточные энерготраты рабочего?

1. Не покрываются.

2. Дефицит составляет 200 ккал.

3. Не достает в рационе жиров.

4. Не достает в рационе углеводов.

5. Полностью покрываются.

Задание 7

Суточные энерготраты учителя 2500 ккал. Калорийная квота белков 11 %.

Определите суточную потребность учителя в белках:

1. 75 г (2500:100 х 12:4).

2. 82,5 г (2500:100 х 12:4 + 10%).

3. 90 г (2500:100 х 12:4 + 20%).

4. 300 г (2500:100 х 12).

5. 8,33 г (2500:100: 12 х 4).

Эталоны ответов 1 - 5; 2 - 2; 3 - 3. Остальные задания решите самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: