Схема оценки суточного рациона питания

1. Оценка полноценности питания:

- Калорийность рациона сопоставляется с суточными энерготратами, определенными на предыдущем занятии. Определяется дефицит или избыток калорийной ценности рациона с расчетом процента расхождения

- Содержание белков, жиров, углеводов сравнивается с рассчитанными на предыдущем занятии величинами и оценивается покрытие физиологической потребности с определением недостатка или избытка белков, жиров, углеводов.

- Содержание минеральных солей и витаминов сопоставляется с нормами питания, предварительно определив группу интенсивности труда по суточным энерготратам.

2.Оценка сбалансированности рациона:

- рассчитывается соотношение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ Са:Р и Са:Мg.;

- определяется калорийная квота белков, жиров, углеводов с учетом суточной калорийности рациона.

Калорийная квота белков =

Кол-во белков × 4 × 100%

Калорийность рациона

Калорийная квота жиров =

Кол-во жиров × 9 × 100%

Калорийность рациона

Калорийная квота углеводов =

Кол-во углеводов × 4 × 100%

Калорийность рациона

- определяется удельный вес белков, жиров животного и растительного происхождения.

3. Оценка режима питания:

- кратность приема пищи;

- интервал между приемами;

- % распределение калорийности рациона по приемам;

- время на прием пищи.

Заключение по оценке адекватности индивидуального питания:

· рекомендации по оптимизации рациона питания с указанием включения или изъятия некоторых продуктов питания с целью увеличения или уменьшения содержания определенных питательных веществ в рационе;

· коррекция режима питания путем:

- изменения кратности приемов пищи;

- перераспределения калорийности рациона по приемам;

- изменения времени на прием и интервалов между приемами.

Тема: ПРОФИЛАКТИКА ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ

Актуальность темы.

В настоящее время сохраняется опасность возникновения пищевых отравлений, в расследовании которых врач принимает активное участие. Оказывая первую медицинскую помощь пострадавшим, он обязан экстренным извещением сообщить об этом в санитарно-эпидемиологическую станцию, изъять из употребления заподозренные продукты и собрать выделения больных, остатки подозреваемого продукта для лабораторных исследований. Расследование случаев пищевых отравлений рассматривается начальным этапом профилактики. Врачу лечебного профиля необходимы знания и умения в расследовании пищевых отравлений чему и посвящается данное занятие.

Цели занятия:

Цель (общая) – уметь провести расследование пищевого отравления, оформить необходимую документацию и разработать профилактические мероприятия.

Для реализации общей цели необходимо уметь:

Конкретные цели: 1. Выявить симптомы пищевого отравления и установить связь заболевания с приемом определенной пищи. 2. Использовать результаты бактериологических, серологических и химических исследований для определения вида пищевого отравления с учетом современной классификации. 3. Проанализировать причины возникновения пищевого отравления. 4. Разработать профилактические мероприятия. Цели исходного уровня знаний-умений: 1. Выявить источники и пути обсеменения продуктов микроорганизмами (каф. микробиологии). 2. Обосновать отбор необходимых материалов для микробиологических исследований (каф. микробиологии). 3. Рекомендовать меры предупреждения обсеменения продуктов микроорганизмами (каф. микробиологии).

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

Задание 1

Кондитеры кондитерского цеха нарушают график медосмотров, не соблюдают правил личной гигиены. У них отмечается повышенная заболеваемость энтероколитами. Обоснуйте возможность обсеменения микроорганизмами выпускаемой продукции:

1. Невозможно, т.к. обычно персонал работает в спецодежде.

2. Невозможно, т.к. персонал при работе должен использовать маски.

3. Невозможно, т.к. персонал должен работать в перчатках.

4. Возможно попадание микроорганизмов при разговоре, чихании, кашле.

5. Возможно, микробы будут заноситься в продукцию загрязненными руками.

Задание 2

Мясной фарш, который длительно хранился без охлаждения, использовался для приготовления котлет. Котлеты были обжарены и выданы детям на обед. Через 6 часов после приема пищи у детей повысилась температура тела до 380С, появилась тошнота, многократная рвота, понос. Назовите возможный источник обсеменения мяса:

1. Работники животноводческой фермы.

2. Забойщик животных.

3. Персонал кухни.

4. Дети детского учреждения.

5. Воспитатели детского учреждения.

Задание 3

Среди школьников возникло пищевое отравление, которое характеризовалось тошнотой, рвотой, тахикардией, цианозом губ. Все пострадавшие ели пирожные с заварным кремом.

Определите необходимые материалы для лабораторного исследования:

1. Мазки из носоглотки детей.

2. Посев с кожных покровов пострадавших.

3. Рвотные массы и остатки пирожных.

4. Смывы с оборудования буфета.

5. Смывы с рук учеников.

Задание 4

У работника пищеблока больницы выявлены гнойничковые поражения кожи рук.

Дайте рекомендации по предупреждению обсеменения продуктов микроорганизмами

1. правильное хранение продуктов

2. соблюдение личной гигиены персоналом

3. соблюдение правил обработки пищевых продуктов

4. соблюдение правил раздачи пищи

5. отстранение работников от работы до полного выздоровления.

Эталоны ответов к заданиям 1 - 5, 2 - 3. Остальные задания решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходных знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

Основная:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.– Санкт-Петербург: Спецлитература, 1998. – С. 330-335; 348-354; 381-383; 388.

Дополнительная:

1. Борисов А.Б. и др. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии.– М.: Медицина, 1984. – С. 193-198; 255; 323-324; 330-333.

Содержание обучения

После усвоения необходимых базисных знаний, следует изучить литературу по теме:

1. Гігієна та екологія. Підручник. / За редакцією В.Г.Бардова.- Вінниця: Нова Книга, 2006.- С. 321-328.

2. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології: учбовий посібник. – К.: Здоров’я, 1999. – С. 393-423.

3. Даценко І.І., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. Загальна гігієна: посібник для практичних занять. – Львів: Світ, 2001. – С. 181-186.

4. Лекция по теме.

5. Граф логической структуры темы. (Приложение 1)

Дополнительная:

1. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983.– С. 169-180.

2. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. – М.: Медицина, 1985. – С. 81-95.

3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М.: Медицина, 1983. С. 35-41.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

1. Понятие о пищевых отравлениях, их классификация.

2. Пищевые отравления бактериальной природы – токсикоинфекции и токсикозы, принципиальная разница между ними, условия, необходимые для их возникновения.

3. Пищевые токсикоинфекции, возбудители, источники и пути поступления их в пищевые продукты.

4. Пищевые бактериальные токсикозы (ботулизм, стафилококковые интоксикации), источники и пути поступления возбудителей в продукты питания.

5. Роль аэрогенных и гнойничковых заболеваний работников пищеблока в возникновении пищевых стафилококковых отравлений.

6. Профилактика пищевых отравлений бактериальной природы.

7. Микотоксикозы и их профилактика.

8. Пищевые отравления немикробной природы, значение пищевых цепочек в поступлении токсических веществ из различных объектов окружающей среды в организм человека.

9. Система мер профилактики пищевых отравлений немикробной природы.

10. Этапы расследования пищевых отравлений, их содержание и порядок оформления медицинской документации.

11. Роль врача лечебного профиля в диагностике, расследовании и профилактике пищевых отравлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: