Исследование и статистический анализ рынка автосервисных услуг в заданном районе и обоснование коммерческой идеи

2.1. Факторы влияющие на спрос. Исследование и анализ состояния вопроса в заданном районе

В данном разделе необходимо не просто указать факторы, а рассмотреть влияние каждого из них на рынок автосервисных услуг в конкретных условиях заданного района, с описанием и составлением соответствующих таблиц, графиков или диаграмм.

Уровень предложений и спроса на услуги автосервиса зависит от многих факторов:

- комплекса социальных условий — демографической характеристики населения, структуры занятости с дифференциацией по уровням доходов, квалификации владельцев автомобилей как водителей, уровня их технического образования, навыков, склонности к самообслуживанию, транспортной подвижности населения, соблюдения экологических требований к размещению предприятий автосервиса и т.п.

Пример. Численность населения … района г. … составляет 114700 человек. Потребителей услуг проектируемого сервисного центра можно условно разделить на несколько групп по возрастным категориям, которые различаются по интересам и потребностям в видах услуг.

Диаграмма 1: Сегментирование потребителей автосервисных услуг по возрастным категориям,%.

- до 18 лет – 20% несовершеннолетние, не имеющие АТС

- от 18-до 25 лет – 25% В основном эксплуатируют автомобили отечественного производства или подержанные иномарки. Люди этой возрастной категории, как правило, студенты. У них нет потребности в перевозке каких-либо габаритных грузов, поэтому, в основном, эксплуатируют автомобили в кузове седан, хэтчбек или купе. Для них очень важен внешний вид мультимедийность автомобиля. Интересуются, в основном, эстетическим и функциональным тюнингом.

Главная их особенность — нехватка опыта, особенно это касается начинающих. Аварии, вызванные этими причинами, объясняются склонностью молодых людей к риску и отсутствием у них достаточного водительского опыта.

Самыми частыми причинами ДТП среди молодых водителей являются:

— несоблюдение скоростного режима — как правило, неоправданно высокая скорость;

— несоблюдение безопасной дистанции;

— злоупотребление за рулем алкогольными напитками;

— игнорирование предписывающих, запрещающих знаков и дорожной разметки.

- от 26-до 40 лет – 30% Категория людей, предпочитающая новые автомобили отечественного и импортного производства. В этой возрастной категории преобладают люди, создавшие семьи. Поэтому являются сторонниками автомобилей в кузовах седан и универсал. Предпочитают автомобили с высокими динамическими характеристиками, повышенной надёжностью и комфортом, средней ценовой категории. Предпочитают усовершенствовать свой автомобиль, интересуются всеми видами тюнинга.

По статистике, они совершают меньше всего дорожно-транспортных происшествий, потому что уже приобрели достаточный опыт, позволяющий реально оценивать дорожную обстановку и действовать в экстремальных ситуациях быстро и правильно. Но именно поэтому, также как и молодые люди, они не лишены некоторой склонности к риску, считая, что никогда не допустят опасной ситуации, а потому и идут на сознательное нарушение правил или не всегда обоснованный риск.

- от 41-до 55 лет – 15% В основном эксплуатируют автомобили импортного производства. В данной возрастной категории преобладают люди с весьма достойным уровнем дохода. Как правило, эксплуатируют новые автомобили средней и высокой ценовой категории. Заинтересованы тюнингом охранных систем, функциональным и эстетическим. Также заинтересованы антикоррозийной обработкой.

- свыше 55 лет – 10% В этой возрастной категории преобладают опытные водители. Предпочитают автомобили как импортного производства, так и отечественного. В этой возрастной категории преобладают люди, эксплуатирующие автомобили типа универсал, минивэн, кроссовер, внедорожник, для поездок на дачу и отдых. Предпочитают АТС в заводском исполнении.

Доходы потребителей и уровень цен на услуги автосервиса.

По зависимости спроса от доходов потребителей автосервисные услуги относятся, как правило, к группе услуг, предполагающих некоторый пороговый уровень доходов, после которого начинается спрос. В ряде случаев влияние фактора проявляется в возникновении потребности в услугах, повышающих производительность двигателя, его скоростные характеристики и т.д. Диаграмма 2: Сегментирование потребителей автосервисных услуг по уровню дохода, %.

- парка автомобилей, находящихся в личном пользовании и собственности граждан. Его общая численность и структурные характеристики — распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега с начала эксплуатации, срок службы, оценка общего технического состояния;

- уровня организации автотехобслуживания — количества станций технического обслуживания и других предприятий отрасли, их производственных возможностей, номенклатуры и комплексности производственных работ; времени обслуживания клиента, зависящего от пропускной способности постов по каждому виду технического обслуживания и ремонта; удобства для клиента размещения сети автосервисных услуг; резервов запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи); среднего уровня качества производимых работ, а также ряда экономических показателей — цены на услуги и запасные части, обеспеченности ресурсами и т. д.;

- состояния дорожной сети, протяженности и плотности автомобильных дорог и их состояния, интенсивности дорожного движения и соответствия ему размещения СЦ по территории города, района, области;

Анализ факторов, влияющих на автосервисный спрос, должен быть отражен в конкретных подробностях, цифрах и т. д. соответствующих району или городу который указан в теме заявленной контрольной работы.

2.2. Изучение структуры парка автомобилей

При анализе структуры автомобильного парка осуществляется сбор данных о наличии автомобилей принадлежащих населению данного города (района, населенного пункта) по маркам, году выпуска их среднему годовому пробегу. По этим данным можно определить свободную долю рынка автосервисных услуг по ТО и ТР.

Число легковых автомобилей N’, принадлежащих населению данного города (района, населенного пункта), с учетом развития парка рассчитывается исходя из средней насыщенности населения легковыми автомобилями (на 1000 жителей), т.е.

где N’– число легковых автомобилей, принадлежащих населению;

А численность населения;

п число автомобилей на 1000 жителей (на 1000 жителей принимается 400 автомобилей);

Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобили, которым необходимо ТО и ТР, заезжают в СЦ, а только часть из них. С учетом этих общая емкость рынка автосервисных услуг составит

где кс/о коэффициент самообслуживания, учитывающий число владельцев автомобилей, не пользующихся услугами СЦ. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей кс/о = 0,10…0,50, для автомобилей иностранного производства кс/о = 0,03…0,25.

Для определения свободной доли рынка необходимо из общей емкости рынка автомобилей NСЦ вычесть то количество автомобилей, которое обслуживается конкурентами. Средний годовой пробег зависит от региональных особенностей и составляет для крупных городов от 15000 до 25000 км. Для городов с небольшой численностью населения от 10000 до 18000 км. Данные по удельной трудоемкости ТО и Р автомобилей можно взять в таблицах 1-6 приложение 6. Полученные данные записывают в таблицы, пример приведен в приложении 2.

После анализа структуры автомобильного парка там, где предполагается оказание автосервисных услуг необходимо выполнить анализ деятельности ближайшихконкурентов для выявления их слабых и сильных сторон.

2.3. Изучение деятельности ближайших конкурентов по основным конкурентообразующим характеристикам

Эффективное развитие любого бизнеса ограничивается активной деятельностью конкурентов. Единственным решением этой проблемы является систематический анализ и понимание конкурентной среды, т.е. создание системы критериев оценки аналогичных участников рынка с целью выявления их недостатков и преимуществ. Важно отметить, что подобный анализ необходимо проводить постоянно. Это позволит предприятию оперативно реагировать на изменения на рынке.

Основой, на которой возможно построение системы критериев оценки, являются следующие направления:

■ месторасположение СЦ;

■ ценообразование;

■ ассортимент услуг и запчастей в наличии;

■ технологическое оснащение СЦ;

■ срок исполнения услуг и доставки запчастей на заказ;

■ уровень технологии обслуживания клиента (культура обслуживания);

■ уровень технологии управления запасами;

■ квалификация персонала;

■ качество обслуживания и ремонта;

■ имидж;

■ режим работы;

■ правовая защита клиентов и реакция со стороны СЦ на претензии;

■ методы работы с клиентом:

1) прием заказов;

2) ведение переговоров;

3) уровень консультаций;

4) гарантии на выполненные работы;

5) наличие картотеки постоянных клиентов;

6) эстетика, дизайн;

7) реклама.

Для количественной характеристики конкурентных преимуществ (competitive advantage) возможно применение балльной шкалы или рангов (например, В — высокий уровень обеспечения показателя, С — средний, Н — низкий, У — условный).

Важной особенностью анализа конкурентов является детальная проработка по каждому из исследуемых направлений. Чем более подробной будет разработка каждого элемента, тем больше вероятность выявления специфических особенностей данного конкурента. Это и есть как раз тот случай, когда «мелочи» являются основой успеха.

На практике на проведение подобных исследований во всем мире принято выделять немалые средства.

Возможными способами получения данных по структуре автомобильного парка и о деятельности основных конкурентов являются:

1. обращение в компании, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях;

2. своими силами:

- проведение телефонного опроса конкурентов по интересующей проблеме;

- анкетирование клиентов на выходе из СЦ конкурентов (определение востребованности отсутствующих на рыке услуг);

- анкетирование поставщиков;

- анализ рекламы конкурентов и отзывов о них в СМИ и Интернете;

- обращение в официальные органы власти и Госкомстата России:

• ГИБДД;

• транспортную инспекцию;

• Министерство транспорта;

• муниципалитет (органы местной власти);

• городскую регистрационную палату;

• Комитет по статистике.

На основе анализа и под влиянием выше перечисленных факторов осуществляется сбор данных о конкурентах и формирование таблиц. Пример таких сформированных данных приведен в приложениях 3 и 4. Для наглядности сведения, представленные в таблицах дополнительно можно отображать в виде различных диаграмм. После каждой созданной таблицы необходимо сделать письменные выводы, где необходимо отметить отличительные особенности и преимущества (сильные и слабые стороны) ближайших конкурентов.

На основании анализа ассортимента услуг предлагаемого конкурентами, выявляются услуги отсутствующие на автосервисном рынке в заданном районе. Необходимо провести маркетинговое исследование позволяющее определить востребованность автосервисных услуг не представленных на рыке в заданном районе, с целью выбора наиболее предпочтительной, для разарботки и предоставления в разрабатываемом сервисном центре.

2.4. Выбор целевого сегмента и предоставляемой услуги на основе изучения рынка

Следующий шаг при разработке контрольной работы является выбор предоставляемой услуги и целевого сегмента.

Данные приложений 2, 3 и 4 показывают, что услуги СЦ отличаются по видам работ, формам их предоставления и восприятию этих услуг потребителями. Чем больше признаков, которые СЦ учитывает при предоставлении услуг, тем в большей мере он приближается к учету потребностей выделенных конкретных групп потребителей.

Сегмент рынка — это особым способом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют определенные похожие свойства, признаки.

В нашем случае сегментацию рынка можно разделить по следующим признакам:

- возрасту клиентов;

- интересам и предпочтениям клиентов;

- платежеспособности клиентов;

- по марке обслуживаемых автомобилей;

- по спектру предоставляемых услуг в СЦ.

В связи с этим на основе анализа собранных данных и учета вышеперечисленных критериев, производится выбор целевого сегмента рынка автосервисных услуг. Выбор сегмента рынка автосервисных услуг для наглядности необходимо представить в виде диаграммы. Пример целевого сегмента рынка автосервисных услуг приведен в приложении 6.

Здесь же необходимо описать основные отличительные особенности и конкурентные преимущества вновь создаваемого вами СЦ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: