Вательно, может быть измерено»

(Э. Торндайк)

В ряду исследовательских методов психологии психодиагностический метод занимает особое место. Его спецификой является отчетливая ориентация на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Исследователь, работающий с конкретными психодиагностическими методиками (тестами), должен отчетливо представлять их отличие от традиционных в психологии экспериментальных процедур и наблюдения. Этому и посвящен настоящий раздел.

Психодиагностика – это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить психологический диагноз.

В сущности, основная задача психологической диагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

Диагностика в социально-педагогической деятельности решает следующие задачи:

· Прослеживает результативность работы в системе субъектно-субъектных отношениях,

· Выступает как инструмент формирования;

Ведущие функции диагностики:

- установление обратной связи;

- оценка результативности;

- воспитательно-побуждающее воздействие;

- коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией;

- конструирование (на основе психологического диагноза можно проектировать личность субъекта);

- прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуально или личностного роста, личностной направленности субъекта (психотип);

- рефлексия (в процессе диагностики субъект оценивает себя, как субъекта деятельности).

Таким образом, психодиагностичекий метод – это основной принцип и способ сбора, обработки и анализа данных.

Психодиагностичекий метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов).

1. Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Этот подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), известное противопоставление которых стало традиционным. Это - тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение неинтеллектуальных особенностей личности, вторые – на установление уровня интеллектуального развития.

2. Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописание особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен, прежде всего, многочисленными личностными опросниками, которые и будут находиться в центре внимания этой работы.

3. Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безразличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабо структурированности) объектом проекции.

Внутри каждого из диагностических подходов могут быть выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов).

В то же время некоторые методики трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение – между диагностических методов нет, и не может быть строгих, непреодолимых границ.

В границах каждого подхода можно сконструировать значительное количество конкретных методик, с которыми работает исследователь. Методика – форма реализации как метода, так и специфики диагностического подхода, и представляет собой совокупность приемов и операций, формализованные правила проведения обследования и диагностики.

Какими же соображениями должен руководствовать исследователь при подборе психологических методик для решения стоящих перед ним конкретных задач?

Необходимо правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или группы. Он нуждается в информации, которая помогла бы применить тест стандартным образом и сравнить его результаты с данными, полученными с помощью других тестов. Такую информацию обычно можно найти в руководстве к методике.

Из применяемых диагностических методов в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур типичными являются:

- личностные опросники;

- тесты интеллекта;

- проективные методы;

- репертуарные методы;

- тесты достижений;

ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ. Каждый из таких опросников опирается на какие-либо теоретические положения о личности и ее проявлениях. Исходя из этих положений строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков (например, психическая неуравновешенность, асоциальность, интровертируемость, сензитивность), формируется набор вопросов о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков. Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака.

Классическими методиками подобного типа принято считать:

- MMPI (миннесотский многопрофильный личностный опросник),

- 16 PF (16 личностный факторов – Р. Кэттелл),

- ПДО (патохарактерологический диагностический опросник на выявление акцентуаций характера).

Прежде всего, следует подчеркнуть, что прошедшие психометрическую апробацию тесты обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с нестандартизованными опросниками. С развитием статистики и психометрии были определены условия, при которых тесты могут дать точные и надежные результаты. Поэтому требования, предъявляемые к психологическим тестам, не случайны, а связаны с обеспечением точности измерений.

Как любой научный инструмент, психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. Неверное представление о природе и назначении тестов, а также неправильной интерпретацией результатов теста объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психологических тестов.

Концептуальные предположения о личности Личность: · Совокупность особенностей поведения (Кэттелл); · Множество клинических типов (Хатуэй и др.); · Система акцентуаций (Леонгард К.); · Совокупность Я-состояний (Э. Берн); · Системное качество индивида, определяемое его включенность в общественные отношения (Петровский А. В.).
Модель личности Модели личности по: · Кэттеллу Р.; · Хатауэю С. и Дж.Маккинли; · Леонгарду К.; · Берну Э.; · Петровскому А. В.
Проявление личности Проявление личности: · Черты (16 факторов); · Соответствие клиническим типам; · Акцентуации; · Я-состояния; Системные качества.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА. Подобные тесты представляют собой задания, выполнение которых не требует специальных знаний, умений и навыков и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта.

Наиболее часто используемые тесты подобного типа:

1) структура интеллекта Амтхауэра;

2) школьный тест умственного развития (ШТУР);

3) шкала измерения интеллекта Векслера;

4) Прогрессивные матрицы Равена.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проецирует, т.е. отражает (или выражает) на достаточно неструктурированный стимульный материал (цвет, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проецирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла.

Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик:

· Относительная свобода в выборе ответа и тактике поведения испытуемого;

· Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

· Обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психологической функции.

Наиболее типичными проективными методиками являются:

- тест на фрустрацию Розенцвейга;

- тематический апперцептивный тест (ТАТ);

- тест Роршаха;

- тест Цветовых выборов Люшера;

- Дом. Дерево. Человек.

- Несуществующее животное.

- Дерево и т.д.

РЕПЕРТУАРНЫЕ МЕТОДЫ. Это сравнительно недавно возникшее направление диагностики, которое получило широкое распространение. Подобные методы достаточно оптимальны для диагностики признаков, независимых от диагноза, при попытке фальсифицировать ответы и в случае размытого диагноза. Эти методы более стандартизированы по сравнению с проективными, но позволяют определить часть того, что выявляется проективными методами. Кроме того, данные методы дают возможность, как прогнозировать ряд ситуативных моментов проявлений личности или группы, так и осуществлять данный прогноз, служить основой для коррекции и развития. Исходными в подобных методах является: репертуар объектов оценивания и совокупности конструктов. Конструкты имеют форму биполярных понятий. Конструкт – «это личное изобретение», которое накладывается на реальность (Дж. Келли), другими словами, конструкт – это элементарная единица нашего мышления, восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. Группа таких тестов позволяет оценить уровень овладения каким-либо видом деятельности. В основе тестов достижений лежат разные представления и модели интеллекта и деятельности.

Одной из широко употребляемых моделей интеллекта, на которой могут базироваться тесты достижений, является модель Дж. Гилфорда. В основе его модели лежат три переменные: операции, содержание и результаты мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: