Цель работы.
Экспериментально проверить основные теоретические соотношения в цепи переменного тока при последовательном соединении активного и реактивного (индуктивного) сопротивлений. Определить влияние параметров электрической цепи на угол сдвига фаз между напряжением и током.
1.Объект и средства исследования
Объектом исследования служит последовательная RL цепь. Электрическая схема экспериментальной установки представлена на Рис.5.1, где V - вольтметр, А – амперметр, φ – фазометр, R – сопротивление резистора. Оно задается преподавателем в соответствии с табл. 5.1. Резистор с номинальным значением 21.4 Ом может быть получен, если соединить параллельно резисторы с сопротивлениями 30 и 75 Ом, а резистор с номинальным значением 31 Ом, - если соединить параллельно резисторы с сопротивлениями 100 и 45 Ом. Резистор с номинальным значением 18 Ом может быть получен так как было указано ранее. А резистор с номинальным значением 23.8 Ом является результатом параллельного соединения пары резисторов с сопротивлениями 75 и 35 Ом.
Таблица 5.1
Вариант | ||||||
R, Ом | 21.4 | 23,8 |
А, B, C, Х, Y, Z, а также х,y,z и a,b,c - клеммы трехфазного трансформатора. Rк - сопротивление обмотки катушки постоянному току. RK ≈ 8 Ом.
Рис.5.1
2.Подготовка к работе
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ R и L.
2.1 Повторить разделы курса «Электротехника», посвященные описанию последовательных и параллельных соединений R - L элементов.
2.2 В зависимости от заданного преподавателем варианта для трех значений индуктивностей (руководствуясь Рис. 5.1) в диапазоне индуктивностей 0.08 – 0.5 Гн при напряжении 20 В, частоте 50 Гц, учитывая то,что сопротивление обмотки катушки постоянному току может быть равно 8,1 (или 6.5, или 7.3 Ом - см. надпись на каркасе рассчитать значения следующих величин:
индуктивных сопротивлений катушки ХL;
коэффициента мощности cos φ;
полного сопротивления исследуемой цепи Z;
тока IL (где IL- действующее значение тока, протекающего через катушку индуктивности);
активной мощности Р;
реактивной мощности QL;
полной мощности S;
падения напряжений на катушке UL и резисторе UR -
2.3 Для трех значений индуктивностей построить треугольники сопротивлений.
2.4 Для этих же значений индуктивностей построить векторные диаграммы напряжений.
2.5 Результаты расчетов записать в табл.5.1.
Таблица 5.1.
Задано | Вычислить | |||||||||
R, Ом | ХL, Ом | L, Гн | IL, А | Р, Вт | QL, ВАр | S,ВА | Z, Ом | cos φ | UL, В | UR,В |
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ R и L.
2.6 В зависимости от заданного преподавателем варианта для трех значений индуктивностей в диапазоне 0.08 – 0.5 Гн при напряжении 20 В и частоте 50 Гц.
рассчитать значения следующих величин:
индуктивной проводимости катушки ВL;
коэффициента мощности cos φ;
полной проводимости исследуемой цепи Y;
тока I (где I - действующее значение тока, протекающего через амперметр);
токов IL и IR, протекающих резистор и катушку:
активной мощности Р;
реактивной мощности QL;
полной мощности S;
2.7 Для трех значений построить треугольники проводимостей.
2.8 Для этих же емкостей конденсаторов построить векторные диаграммы токов.
2.9 Результаты расчетов записать в таблицу, аналогичную табл.5.1.
3.Рабочее задание
3.1. Получить разрешение преподавателя на монтаж схемы.
3.2Собрать схему Рис.5.1 для заданного преподавателем варианта.
3.3 Подать напряжение на стенд.
3.4 Изменяя положение сердечника в катушке и осуществляя отсчет перемещения А по линейке, прикрепленной к сердечнику, для 10 значений индуктивностей (А = 1 – 10 см), снять зависимости UK = f1 (L), UR = f2 (L), cos φ = f3 (L), IL = f4 (L). Данные занести в таблицу табл. 5.2.
Таблица 5.2
Задано | Измерить | Вычислить | ||||||||||
R, Ом | A,см | IL, А | сosφ | UК, В | UR, В | Z, Ом | sin φ | XL,Ом | Р, Вт | L,Гн | QL, ВАр | S,ВА |
3.5 Отключить напряжение от стенда.
3.6Построить семейство зависимостей измеренных и вычисленных величин от значений индуктивностей катушки..
3.7 Сравнить измеренные значения величин с расчетными.
3.8 Построить семейство приведенных выше зависимостей.
3.9 По полученным экспериментальным данным построить семейство векторных диаграмм напряжений и треугольников сопротивлений и мощностей.
Контрольные вопросы
1. При частоте источника, равной 50 Гц R = XL (схема рис.5.1). Затем частота изменилась: а) увеличилась в два раза;б) уменьшилась в три раза. - Как изменится сдвиг фаз между током и напряжением?
2. При частоте источника, равной 50 Гц R = XL при параллельном соединении R и L. Затем частота изменилась: а) увеличилась в два раза;б) уменьшилась в три раза. - Как изменится сдвиг фаз между током и напряжением?
3. Цепь с последовательно соединенными R и L подключают к источнику постоянного напряжения 100 В. Как распределится напряжение на участках цепи?
4. Цепь с параллельно соединенными R и L подключают к источнику постоянного напряжения 100 В. Как распределятся токи на участках цепи?
Расчетные формулы
Р= Uвх* IL* cos φ= IL2 * (R + RK) - активная мощность цепи;
Zк = Uк / IL - полное сопротивление катушки индуктивности;
Z= (R + RK)/ cos φ - полное сопротивление цепи;
XL = Z* sin φ - реактивное сопротивление цепи;
QL = I L2 * XL - реактивная мощность цепи;
S = U * IL = I L2 * Z = √ (Q L2 + P2) – полная мощность цепи;
f=50 Гц - частота переменного синусоидального тока.
G = 1/ (R + RK) - активная проводимость цепи;
BL -индуктивная проводимость катушки;
Y = √ (G2 + BL 2) -полная проводимость исследуемой цепи Y.
Библиографический список
1. Касаткин А.С. Электротехника. Уч. пособ. для неэлектротехнических специальностей вузов. М.: Академия, 2005, 539 с.
2. Касаткин А.С. Электротехника. Уч. пособ. для неэлектротехнических специальностей вузов. М.: Высшая школа, 2003, 542 с.
3. Прянишников В. А. Электротехника и ТОЭ в примерах и задачах: Практическое пособие для высших и средних учебных заведений. М.: Корона, 2008, 366 с.