Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению решений и новых бизнес-идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы.
Процесс творческого мышления имеет пять стадий:
1 стадия. Подготовка - сбор фактических данных. Используется конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках.
2 стадия. Мыслительные усилия - использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к фрустрации (разочарованию). Фрустрация - важный фактор, за ней обычно следует выработка действительно удачных идей.
3стадия. Инкубация - проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.
4 стадия. Озарение - «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему.
|
|
5 стадия. Оценка - анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.
Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация и озарение требуют свободы творчества и раскованности.
Методы психологической активизации позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.