Классификация методов принятия решения по этапам принятия решения

Систематизированный поиск – это поиск по определённой системе на основе выбранного или выбранных принципов и правил. К методам систематизированного поиска относятся методы: «Списки контрольных вопросов», «Морфологический анализ», «Функциональный анализ», «Метод многократного последовательного классифицирования», «Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений» и другие.

Методы направленного поиска - технология усиления креативных и эвристических способностей человека (креативность - это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом). Они основаны на последовательном приближении к оптимальному в данной ситуации решению. Поиск решения проблемы осуществляется путем формирования чередующейся определенным образом упорядоченной последовательности, включающей:

• генерирование альтернативных идей,

• анализ причин, порождающих негативное явление,

выявление конкретного варианта решения.

Методы направленного поиска - это система принципов и правил, которая включает

синтез возможностей (фаза генерирования новых и инновационных идей),

анализ,

оценку и отбор наиболее реальных вариантов (аналитическая фаза, обеспечивающая направленный поиск конкретного варианта) для решения задач.

27. Метод «Мозговой штурм».

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения. Он также широко применяется на отдельных этапах при реализации других методов принятия решений.

Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Этот подход предполагает применение нескольких правил.

1) Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2) Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3) Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4)Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

Принципы метода "мозгового штурма":

1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2) Обеспечение максимальной свободы участникам

• предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

• полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3) Тщательное формирование состава участников

• определение численности;

• по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

• психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

• по квалификации (высокий и примерно равный уровень)

• иногда введение "рыжего";

4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

• создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

• умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма:

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1этап. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2 этап. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

• главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),

• полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

• необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!

• комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

28.Модификации процедуры проведения мозгового штурма:

Метод индивидуального мозгового штурма. Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.

Фасилитатор(от лат. facilis — «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Длительность сеанса - 3-10 минут.

Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.

Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.

Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).

Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Этапы:

• создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,

• затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,

• далее - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма. Введение критики идей. Этапы:

• прямой мозговой штурм,

• обсуждение,

• продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей. Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.

Высокие требования к участникам:

квалификация, собранность,

умение участвовать в методе мозгового штурма.

Этапы:

• генерация идей,

• ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,

• выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,

• обсуждение с мини-штурмами,

• сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,

• индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Недостатки: нагрузочность, конфликтность.

Достоинства:

• снятие эффекта «единого мозга»,

• возможность организовать конструктивную критику.

29.Метод конференции идей.

Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.

Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:

• разрешена только доброжелательная критика,

• следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",

• возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,

• процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

Этапы:

1 этап – подготовка. Включает:

• подбор участников,

• предварительный подбор фактического материала,

• определение времени и места работы,

• четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,

• предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

2 этап – проведение конференции. Включает:

• ознакомление участников с правилами совместной работы,

• обеспечение работы конференции,

• все выдвинутые идеи фиксируются,

• пресечение дискуссий,

• поддержка оригинальных идей;

3 этап – подведение итогов. Включает:

• после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),

• полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,

• оценка и ранжирование результатов экспертами,

• разработка рекомендаций.

Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

• участие каждого в поиске идей, равно необходимо,

• неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,

• хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,

• через 20 мин. участники конференции устают,

• споры и дискуссии недопустимы,

• решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,

• в потоке идей не должно возникать пауз,

• группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:

• он необходим на данном совещании,

• он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,

• он не будет внедрять предложения,

• все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,

• он имеет одинаковые права со всеми,

• за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,

• лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства метода:

• легкость освоения и простота в обращении,

• результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: