Методические рекомендации по опытно-экспериментальной работе

Выпускная квалификационная работа предполагает проведение эксперимента: констатирующего или формирующего. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.

1.Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.

2.Создание программы эксперимента.

3.Разработка путей и способов фиксирования его результатов.

4.Осуществление эксперимента.

5.Количественная и качественная обработка результатов.

6.Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.

Успех педагогического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознано педагогом то, что он собирается осуществить. Будущие педагоги профессионального обучения, осваивающие исследовательскую деятельность, могут взять за основу общую структуру программы эксперимента (таблица Ж 1), разработанную А. С. Сиденко

Окончание приложения Ж

Таблица Ж 1 – Структура программы эксперимента

Содержание Вопрос для ответа
1. Педагогическая цель
Ожидаемый результат педагогической дея­тельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в знаниях и умениях ученика намерены получить?
2. Цель эксперимента
Ожидаемый результат деятельности экспери­ментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности Что вы хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.?-
3. Гипотеза
Логически обоснованное предположение Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?
4. Диагностический инструментарий
Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков С помощью чего будет осуще­ствляться контроль результатов? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?
5. Критерии оценки ожидаемых результатов
Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в сознании учащихся?

Приложение И


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: