На основе предложенной информации в приложении 2 о положении товаров на рынке, провести анализ ассортимента продукции фирмы с помощью Бостонской матрицы «Доля рынка – рост рынка».
Предложить фирме стратегии поведения на рынке в отношении выявленных категорий товаров.
Исходную информацию представить в таблице 2, недостающие показатели (показатели 6-9) рассчитать самостоятельно на основе имеющихся данных.
Методические указания к выполнению задания:
Каждому товару, запущенному в коммерческое производство присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей.
Рисунок 1 - Изменение объема продаж и прибыли на протяжении жизненного цикла товара
По Бостонской матрице в зависимости от жизненного цикла выделяют четыре категории товаров, или стратегических сектора: «Трудные дети», «Звезды», «Дойные коровы» и «Собаки».
Рыночная доля товаров в области стратегической деятельности
Значительная Незначительная
Рисунок 2 - Бостонская матрица
«Звезды»:
- приносят денежный доход самофинансируясь, способствуют экономическому росту;
- фаза роста жизненного цикла; приносят определенную прибыль, которая уходит на укрепление собственной позиции на рынке;
- при замедлении роста превращаются в «Дойных коров».
«Трудные дети»:
- нуждаются в финансировании, способствуют экономическому росту;
- товар в начальной фазе жизненного цикла, обещает высокие темпы роста, но имеет небольшую долю рынка;
- пытаются с помощью наступательных стратегий и больших инвестиций добиться увеличения доли рынка (необходимо проверить осуществимо ли расширение доли рынка с учетом имеющихся ресурсов).
«Дойные коровы»:
- в незначительной степени способствуют экономическому росту, приносят прибыль;
- фаза зрелости; высокая доля рынка является причиной больших преимуществ в области затрат;
- высокая прибыль обуславливает финансирование других стратегических производственных единиц.
«Собаки»:
- не приносят денежного дохода, не способствуют экономическому росту;
- фаза насыщения и дегенерации; товар не имеет ни большой доли рынка, ни высоких темпов роста;
- пока приносят прибыль рекомендуется инвестировать их в «Трудных детей» или «Звезд», при наступлении опасности, что они попадут в зону убытка, имеет смысл провести стратегию дезинвестирования и в течение определенного времени исключить их из «Ассортиментного портфеля» предприятия.
Определение категорий товаров позволяет правильно сформулировать стратегию деятельности предприятий в стремлении к достижению максимального сочетания между различными областями стратегической деятельности, в финансировании «Трудных детей», которые в ближайшем будущем могут стать «Звездами», в сохранении «Собак», если они еще приносят какую-то прибыль (зрелая стабильная деятельность) и не наносят вреда имиджу фирмы, в поддержке достаточного количества «Звезд» (именно они должны обеспечить долгую жизнь фирмы) и «Дойных коров» (именно они способствуют финансированию «Трудных детей» и обеспечивают предприятию прибыль).
Чтобы правильно сформулировать стратегию действий, следует учитывать наличие финансовых и других ресурсов у предприятия, четко определить стадии жизненного цикла, на которых находится каждый товар на отдельном сегменте рынка.
Таблица 2- Данные о положении основных видов продукции предприятия
Наименование показателя | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 | Товар 4 |
1. Объем сбыта товара на рынке, всего ед. | ||||
2. Доля товара предприятия на рынке, % | ||||
3. Темпы роста сбыта, % | ||||
4. Цена единицы товара, руб. | ||||
5. Издержки на единицу продукции, руб. | ||||
6. Прибыль на единицу товара, руб. | ||||
7. Объем сбыта товаров предприятия, ед-ц товара | ||||
8. Объем сбыта товаров предприятия, тыс. руб. | ||||
9. Прибыль предприятия, тыс. руб. |