Задача №2. Разработка стратегий поведения фирмы на рынке в зависимости от стадий жизненного цикла товара

На основе предложенной информации в приложении 2 о положении товаров на рынке, провести анализ ассортимента продукции фирмы с помощью Бостонской матрицы «Доля рынка – рост рынка».

Предложить фирме стратегии поведения на рынке в отношении выявленных категорий товаров.

Исходную информацию представить в таблице 2, недостающие показатели (показатели 6-9) рассчитать самостоятельно на основе имеющихся данных.

Методические указания к выполнению задания:

Каждому товару, запущенному в коммерческое производство присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей.


Рисунок 1 - Изменение объема продаж и прибыли на протяжении жизненного цикла товара

По Бостонской матрице в зависимости от жизненного цикла выделяют четыре категории товаров, или стратегических сектора: «Трудные дети», «Звезды», «Дойные коровы» и «Собаки».


Рыночная доля товаров в области стратегической деятельности


Значительная Незначительная

Рисунок 2 - Бостонская матрица

«Звезды»:

- приносят денежный доход самофинансируясь, способствуют экономическому росту;

- фаза роста жизненного цикла; приносят определенную прибыль, которая уходит на укрепление собственной позиции на рынке;

- при замедлении роста превращаются в «Дойных коров».

«Трудные дети»:

- нуждаются в финансировании, способствуют экономическому росту;

- товар в начальной фазе жизненного цикла, обещает высокие темпы роста, но имеет небольшую долю рынка;

- пытаются с помощью наступательных стратегий и больших инвестиций добиться увеличения доли рынка (необходимо проверить осуществимо ли расширение доли рынка с учетом имеющихся ресурсов).

«Дойные коровы»:

- в незначительной степени способствуют экономическому росту, приносят прибыль;

- фаза зрелости; высокая доля рынка является причиной больших преимуществ в области затрат;

- высокая прибыль обуславливает финансирование других стратегических производственных единиц.

«Собаки»:

- не приносят денежного дохода, не способствуют экономическому росту;

- фаза насыщения и дегенерации; товар не имеет ни большой доли рынка, ни высоких темпов роста;

- пока приносят прибыль рекомендуется инвестировать их в «Трудных детей» или «Звезд», при наступлении опасности, что они попадут в зону убытка, имеет смысл провести стратегию дезинвестирования и в течение определенного времени исключить их из «Ассортиментного портфеля» предприятия.

Определение категорий товаров позволяет правильно сформулировать стратегию деятельности предприятий в стремлении к достижению максимального сочетания между различными областями стратегической деятельности, в финансировании «Трудных детей», которые в ближайшем будущем могут стать «Звездами», в сохранении «Собак», если они еще приносят какую-то прибыль (зрелая стабильная деятельность) и не наносят вреда имиджу фирмы, в поддержке достаточного количества «Звезд» (именно они должны обеспечить долгую жизнь фирмы) и «Дойных коров» (именно они способствуют финансированию «Трудных детей» и обеспечивают предприятию прибыль).

Чтобы правильно сформулировать стратегию действий, следует учитывать наличие финансовых и других ресурсов у предприятия, четко определить стадии жизненного цикла, на которых находится каждый товар на отдельном сегменте рынка.

Таблица 2- Данные о положении основных видов продукции предприятия

Наименование показателя Товар 1 Товар 2 Товар 3 Товар 4
1. Объем сбыта товара на рынке, всего ед.        
2. Доля товара предприятия на рынке, %        
3. Темпы роста сбыта, %        
4. Цена единицы товара, руб.        
5. Издержки на единицу продукции, руб.        
6. Прибыль на единицу товара, руб.        
7. Объем сбыта товаров предприятия, ед-ц товара        
8. Объем сбыта товаров предприятия, тыс. руб.        
9. Прибыль предприятия, тыс. руб.        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: