Тема: Психология памяти

Цель: сформировать представления о памяти; рассмотреть процессы памяти; познакомиться с основными видами памяти и их особенностями; рассмотреть основные теории и законы памяти; охарактеризовать индивидуальные различия памяти.

Организационная форма занятия: семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Память как психический процесс. Физиологические основы памяти.

2. Теории и законы памяти:

· ассоциативная теория памяти (труды Д. Юма, У. Джемса, Г. Спенсера);

· проблема ассоциаций в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова;

· экспериментальные исследования ассоциаций (Г. Эббингауз);

· проблема памяти в гештальтпсихологии;

· проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма и психоанализа;

· смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер);

· нейронная теория памяти (Дж.Хебб);

3. Проблема формирования высших форм памяти в исследованиях П. Жане и Л.С. Выготского.

4. Концепция мнемических способностей В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной.

5. Виды памяти: классификация, характеристика.

6. Основные процессы и механизмы памяти:

7. Индивидуальные особенности памяти. Типы памяти.

8. Развитие памяти в онтогенезе. Методы исследования памяти.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о памяти, о значении памяти в жизни и деятельности человека; о физиологических механизмах запечатления следов и природе памяти. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

По второму вопросу: студент в ходе занятия должен рассмотреть основные направления исследования процессов памяти, теории и законы памяти: понятие ассоциации и ее основные виды (по смыслу, по смежности, сходству и контрасту), ассоциативная теория памяти (труды Д. Юма, У. Джемса, Г. Спенсера), проблема ассоциаций в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова; экспериментальные исследования закономерностей проявления ассоциаций Г. Эббингауза (значимость событий для ассоциаций, «эффект края», закон забывания), гештальттеория памяти, психоаналитическая теория памяти (механизмы забывания по З. Фрейду), смысловая теория памяти А. Бине, К. Бюлера, нейронная теория памяти (Дж.Хебб).Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000

По третьему вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать взгляды П. Жане и Л.С. Выготского на проблему формирования высших форм памяти. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По четвертому вопросу: студент должен иметь представление об основных положениях концепции мнемических способностей В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.

По пятому вопросу: студент должен охарактеризовать основные подходы к классификации памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая), по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная), по продолжительности закрепления и сохранения материала (кратковременная, долговременная, оперативная); описать закономерности непроизвольного запоминания, приемы произвольного запоминания (повторение; образные и вербальные мнемотехники). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По шестому вопросу: студент должен иметь представление об основных механизмах памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, реминисценция. В ходе занятия студент должен охарактеризовать основные виды запоминания (произвольное и непроизвольное, осмысленное и механическое, целостный, частичный и комбинационный способы запоминания), раскрыть понятие «заучивание» и роль метода повторения; описать динамическое и статическое сохранение информации, воспроизведение как процесс воссоздания образа (преднамеренное и непреднамеренное), разграничить понятия «припоминание», «узнавание» и «воспроизведение»; охарактеризовать основные формы и уровни забывания, проанализировать способы замедления процесса забывания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

По седьмому вопросу: студент должен иметь представление об индивидуальных особенностях памяти, их качественных и количественных характеристиках, о различиях в продуктивности заучивания и объеме кратковременной памяти, о зрительной и эйдетической памяти (А.Р. Лурия), об индивидуальных типах памяти (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Эйдос, 1994; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

По восьмому вопросу: студент должен раскрыть две линии развития памяти – филогенетическая и онтогенетическая, проследить основные периоды развития памяти (генетическая (стадиальная) теория развития памяти П.П. Блонского, теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского, развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву), раскрыть роль речи в управлении развитием мнемических процессов; студент должен иметь представление о методах исследования памяти (7 субтестов для специального исследования отдельных мнестических функций Д. Векслера, тесты зрительной ретенции Бентона, Бендера, методика пиктограммы и др.). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

Основные понятия: память, запоминание, объем памяти, сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание, реминисценция, амнезия, проактивное торможение, ретроактивное торможение, оперативная память, кратковременная память, долговременная память, иконическая память, тип памяти.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины::

Основная:

  1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
  5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная:

  1. Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.
  2. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000.
  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. - М.: Мир, 1992.
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.
  6. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995.
  7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Эйдос, 1994.
  8. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. - М.: Педагогика, 1974. Т.1
  9. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  10. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
  11. Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  13. Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008.
  14. Хофман И. Активная память. Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти. М.: Прогресс, 2002.
  15. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

Электронные ресурсы:

1. https://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

2. https://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

3. https://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

4. https://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

7. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

8. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

  1. Конспект: А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». – М.: Эйдос, 1994.
  2. Конспект: П.П. Блонский «Основные предположения генетической теории памяти» // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. С. 305-309.
  3. Конспект: Б.В. Зейгарник «Воспроизведение завершенных и незавершенных действий» // Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. - С.311-328.
  4. Конспект: Л.С. Выготский «Память и ее развитие в детском возрасте» // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. С. 343-347.
  5. Зарисовать схему «Память в системе познавательной деятельности» // Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 162.

Темы рефератов:

1. Индивидуальные особенности памяти.

2. Современные теории памяти в психологии.

3. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

4. Методы исследования памяти.

Программированный контроль знаний:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: