Принципы и процесс посредничества

Многочисленные формы деятельности в пространстве конфлик­тного менеджмента могут быть разделены на две наиболее общие ка­тегории: внутренний конфликтный менеджмент (без вмешательства третьей стороны) и внешний конфликтный менеджмент (с вмеша­тельством третьей стороны). Критерий вмешательства позволяет от­личать конфликтный менеджмент от механизма группового участия в конфликте в форме коалиций.

Коалиция — это временное объединение для совместных конф­ликтных действий, которое увеличивает силы защиты и нападения. В отличие от коалиций, которые направлены на потенциального или реального противника, третья сторона занимает авторитетную пози­цию по отношению ко всем участникам конфликта, представляющих стороны противостояния. Вмешательство третьей стороны представ­ляет собой исходящую извне активность пацифистского характера, основанную на равном отношении к требованиям конфликтующих сторон.

Чтобы выявить подтипы внешнего конфликтного менеджмента, необходимо учитывать отношение конфликтующих сторон к особо­му исходу конфликта: является ли исход борьбы результатом добро­вольного или принудительного конфликтного менеджмента. Крите­рий «степени добровольности» уместен в изучении посредничества, на что обращают внимание юристы. Посредничество в международ­ной практике — одно из мирных средств разрешения международных споров. Посредничество может осуществляться по просьбе спорящих сторон или по собственной инициативе, но обязательно при согла­сии спорящих сторон.

Признак «добровольности посредничества» является существен­ным. Он отличает посредничество от других форм вмешательства в конфликт третьей стороны. Посредничество в этническом конфлик­те является частью системы внешнего конфликтного менеджмента общества или сообщества. Оно имеет миротворческий характер и проектирует изменения хода конфликта в целях его окончания, ми­нимизации деструктивных последствий насилия. Посредничество — это отношения между внешними предложениями помощи и конф­ликтующими сторонами, нуждающимися в ней и соглашающимися на вмешательство третьей стороны. При всей заинтересованности сторон в посредническом отношении, оно остается временным.

Существуют разнообразные причины вовлечения третьей сторо­ны в посредническое управление этническим конфликтом. Третья сто­рона может вмешаться в конфликт по просьбе одного или обоих уча­стников конфликта. Это вмешательство возможно по решению или просьбе других заинтересованных сторон, например, ООН, регио­нальных организаций. Третья сторона может быть вынужденным по­средником, поскольку конфликт угрожает ее стратегическим интере­сам, например, вмешательство США в арабо-израильский конфликт, активность России в решении конфликтов на Кавказе и в Закавказье, или ради сохранения системы отношений, например, вмешательство федерального центра России в этнические конфликты субъектов Фе­дерации.

Независимо от ситуативной причины, побуждающей третью сто­рону к посредническому вмешательству в конфликт, во всех случаях посредничество отличает добровольный характер отношений между третьей стороной и конфликтующими сторонами: стороны соглаша­ются на вмешательство третьей стороны, не обладающей властью дик­товать исход конфликта.

Посредничество отличает особый коммуникативный механизм влияния на изменение хода борьбы. Этим механизмом будут трехсто­ронние переговоры, способные привести к соглашениям между кон­фликтующими сторонами. Посредник в современном пространстве конфликтного менеджмента помогает противоборствующим сторо­нам принимать общее решение. Посредничество выступает как ком­муникативный процесс достижения соглашений за счет управления принятием решений. Ресурсы этого коммуникативного стиля осно­ваны на компромиссе, участники общения воспринимают друг друга как партнеров по переговорам.

Посредническая деятельность по установлению мира, как прави­ло, разворачивается в том случае, если конфликт вступил в стадию вооруженного соперничества, т.е. реального и открытого конфликта. Процесс посреднического урегулирования этнического конфликта включает три основные стратегии: рефлективную, проблемно-поис­ковую и реконструктивную. Посредник, используя каждую из этих стратегий на том или ином этапе этноконфликта, решает специфи­ческие задачи или функции.

Известный специалист в области политического урегулирования конфликта М.М. Лебедева выделяет из всего многообразия посред­нических задач пять основных. Менеджер-посредник обязан:

♦ формировать и поддерживать ориентацию участников конф­ликта на поиск взаимоприемлемого решения проблемы как на уровне лидеров, так и на уровне общественного сознания;

♦ создавать условия для обмена информацией и точками зрения между участниками конфликта, оказывать помощь сторонам в формировании адекватных образов относительно интересов и целей друг друга, формировать конвенциональные (договор­ные) основы единого языкового и диалогового пространства обсуждения;

♦ обеспечивать помощь в диагностике ситуаций и поиске вза­имоприемлемых решений; содействовать участникам в ин­терпретации информации, оценке предложений, выявлении возможных вариантов решений и соглашений; служить до­полнительным источником идей для участников конфлик­та; помогать сторонам улучшить их переговорные навыки и умения;

♦ помогать «сохранить лицо» обеим сторонам при выходе из кон­фликта;

♦ осуществлять регуляцию и контроль над взаимодействием сто­рон, а также выполнением ими договоренностей; выступать га­рантом выполнения соглашения.

С точки зрения влияния третей стороны на предотвращение по­вторной этнической конфронтации и возобновления толерантных межгрупповых отношений, посредничество включает несколько фаз, состоящих из стадий или ступеней, содержание которых определяет­ся активностью посредника, применяющего определенные стратегии

в виде процедур переговоров и действий, контролирующих выполне­ние договоренностей:

А. Фаза определения проблемы конфликта

I. Предварительная стадия:

1. Определение участников конфликта, прошлых отношений сто­рон, спорных вопросов.

2. Выяснение требований сторон.

II. Стадия контактов:

1. Восстановление коммуникаций между сторонами.

2. Установление отношений доверия, объяснение основных норм поведения на переговорах.

3. Согласование предварительной повестки дня.

4. Объяснение ролей, ответственности и процедуры переговоров.

5. Акцент на конфликтных отношениях, которые могут быть трансформированы в конструктивные.

6. Воздержание от оценочных суждений.

Б. Фаза диагностики этнического конфликта

III. Начальная стадия (доверие на переговорах):

1. Поддержание неформальной атмосферы переговоров.

2. Просьба к сторонам обсудить конфликт.

3. Внимательное выслушивание аргументации.

4. Акцентирование внимания на позиции сторон.

5. Помощь в разрядке эмоций.

6. Выявление желаемого исхода конфликта.

IV. Стадия определения причин конфликта:

1. Определение сферы расхождения позиций.

2. Пояснение сферы совпадения позиций.

3. Выявление барьеров согласия.

4. Определение приоритетных спорных вопросы и требований.

5. Содействие использованию общедоступной информации.

V. Стадия накопления и анализа фактической информации:

1. Накопление по возможности большего количества релевантной фактической информации.

2. Проверка точности информации, минимизация неточной ин­формации.

3. Создание ясной картины прошлых обстоятельств и релевант­ных факторов конфликта.

4. Открытый анализ фактов на переговорах.

5. Улучшение обратной связи обмена мнениями.

6. Определение взаимных ожиданий сторон, их анализ и сумми­рование.

В. Фаза поиска решения этнического конфликта

VI. Стадия планирования:

1. Перечень всех возможных альтернатив.

2. Предложение новых, более приемлемых альтернатив.

3. Определение критерия оценки альтернатив.

4. Обсуждение последствий альтернатив.

5. Повышение способности сторон согласовывать действия.

6. Сближение позиций сторон на основе пересмотра интересов.

VII. Стадия принятия решения:

1. Определение предложений для соглашения.

2. Обсуждение соответствия предложений общим и партикуляр­ным интересом.

3. Определение преимуществ и издержек выбранных предло­жений.

4. Принятие сторонами предложения о партикулярном исходе конфликта.

4а. Отсутствие согласия («тупик в переговорах»).

Г. Фаза исхода переговоров

VIII. Заключительная стадия:

1. При достижении согласия сторон с решением конфликта: оформление соглашения, определение его институциональных гаран­тий и механизма реализации.

2. «Тупик в переговорах» означает прерывность посреднического вмешательства в конфликт либо поиск новых альтернатив.

Д. Фаза реконструкции, восстановления мирных отношений и толерантности

IX. Посреднический контроль над выполнением договоренности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: