Критерии оценки успеха посредничества

Необходимо определить критерий успеха посредничества в конфликтном менеджменте.

Среди социологов отсутствует единство взглядов по данному вопросу. Предлагаются объективные и субъективные подходы. Часть исследователей усматривает объективный критерий в исходе переговоров. Например, Дж.Хеймс утверждает, что «успех посредничества эквивалентен соглашению о примирении, достигнутому на трехсторонних переговорах»[1]. При значимости данного критерия, он применим к реалистичным соглашениям. Могут быть договоренности «на бумаге», не способные изменить отношения между участниками конфликта. В то же время, переговоры, которые не привели к решению конфликта, могут быть полезными (например, адекватное понимание причин конфликта и определение общих интересов сторон).

К объективным подходам следует отнести предложение оценивать успех посредничества методом контролируемого эксперимента, измерением параметров отношений в реальных и экспериментальных конфликтных группах до и после вмешательства третьей стороны в конфликт. Однако контролируемый эксперимент или структурная симуляция посредничества возможны в малых учебных группах и не применимы на мезо- и макроуровнях общественных систем, к сложным конфликтам между рабочими и предпринимателями, между этносами, государствами.

Субъективный критерий оценки посреднического вмешательства в конфликт предлагают Р.Лиссак И Б.Шеппард - «степень удовлетворенности участников переговоров действиями посредника»[2]. Достоинство данного критерия состоит в том, что оценивается вклад посреднического вмешательства в решение конфликта. Удовлетворенность посредничеством - это удовлетворенность а) процедурой переговоров; б) качествами посредника; в) результатом переговоров. Но критерий не позволяет учитывать объективный результат конфликтного менеджмента.

Дж. Беркович предложил использовать самооценку посредников. Преимущество данного критерия состоит в том, что наблюдения посредников содержат тщательно продуманные и не навязанные оценки. Недостаток критерия обнаруживается в склонности посредников преувеличивать свое значение и предлагать субъективную интерпретацию исхода прошлых конфликтов[3].

Наличие объективных и субъективных подходов свидетельствует о недостаточности одного из них. Поэтому мы избрали комплексный критерий оценки успеха посредничества в решении конфликта - «степень улучшения отношений». Успех проистекает из решения конфликта или изменения поведения, установок и согласия сторон с формой улучшения отношений. Единственным обстоятельством, при котором удовлетворенность сторон и успех посредничества не связан между собой, оказывается желание одной стороны, чтобы посредничество препятствовало улучшению отношений. Следовательно, успех - величина переменная. Он возрастает по мере продвижения переговоров в следующую фазу и достигает максимальной величины, если стороны приняли взаимовыгодное соглашение. «Тупик в переговорах» означает лишь относительный неуспех посредничества.

При определении факторов посреднического успеха будем учитывать переходную позицию посредника между конфликтом, происходящим в социальном окружении и решением конфликта. Успех посредничества зависит от четырех видов причин - а) характера конфликта, б) инфраструктурных факторов, в) позиции конфликтующих сторон, г) активности посредника.

Когда конфликт принимает затяжной характер с непредсказуемым для сторон исходом, его деструктивные последствия становятся очевидными для социального окружения (угроза ресурсам, жизни и институтам). Они усиливают заинтересованность окружения, различных социальных групп в решении конфликта. Прошлый опыт мирных отношений поддерживает эту заинтересованность. Затяжной конфликт способен влиять на позиции его участников. В исследованиях Дж.Хеймса выявлены типичные ситуации заинтересованности конфликтующих сторон в посредничестве: 1) склонность сторон к решению конфликта, а не к продолжению борьбы до победного конца; 2) уклонение от принудительного вмешательства в конфликт и готовность к поиску компромисса; 3) признание не только негативных, но и позитивных последствий конфликта, из которых можно извлечь взаимную выгоду; 4) готовность к коллективной ответственности за совместно принятые решения об окончании конфликта[4].

Успех - переменная величина. Она варьируется от прекращения враждующими государствами военных действий до заключения мирных соглашений.

Успех посредничества в международном конфликте зависит от ориентации сторон на прекращение борьбы. Наличие ориентации означает приемлемость посредничества для враждующих государств. Приемлемость посредничества - субъективная величина, зависящая от оценки конфликтной ситуации. Ряд условий усиливают эту ориентацию.

Во-первых, участники конфликта, для которого характерна гомогенность рядов, стабильность организации и компетентность лидеров, могут быть готовыми к переговорам с противником.

Лидеры могут изучить возможности переговоров и прекратить конфликт, не опасаясь потерять свое лицо или подорвать свою репутацию. Отсутствие этих внутренних характеристик имеет тенденцию снижения шансов решения конфликтов. Если лидеры обладают ограниченным контролем над разнородным составом участников борьбы, то они не могут гарантировать их согласия в достижении соглашения.

Во-вторых, определенные аспекты доконфликтных отношений между спорящими сторонами имеют тенденцию содействовать решению их спора. К ним относятся прошлый опыт поддержания гармоничных отношений, ответственность разумного решения споров, общность базовых ценностей. Вышеперечисленные аспекты доконфликтных отношений представляют собой условия вероятности мирного решения конфликта. Эти условия позволяют поддерживать добрососедские отношения длительное время внутри одной системы даже в период разногласий, споров и открытых конфликтов.

В-третьих, сохранение сдержанности сторон увеличивает шансы мирного исхода конфронтации.

В-четвертых, опасность поражения и достижение ограниченных целей побуждают к использованию ресурсов альтернативного решения. Шансы решения конфликта возрастают, когда конфликт приводит стороны в тупик. Из этой ситуации каждая сторона может извлечь выгоду. Оценка шансов победы оказывается нулевой в данной ситуации, поскольку истощились ресурсы борьбы. Такая оценка имеет важное значение для обеих сторон, осознающих отсутствие выгоды в дальнейшей борьбе, ее продолжении. В этой ситуации прекращение конфликта становится важнейшей проблемой для обеих сторон. Признание тупиковой ситуации позволяет скрытой оппозиции к конфликту выйти на политическую сцену, и готовность отказа от борьбы получает гражданскую поддержку. Изучение результатов опроса общественного мнения доказали падение гражданской поддержки войны России в Чечне[5]. По мере того, как война принимала затяжной характер гражданская общественность обнаружила ее бесперспективный, тупиковый характер. Изменение общественного мнения вынудило федеральное правительство отказаться от войны и предложить мирное решение борьбы.

Участник, который оценивает свое положение в конфликте как проигрышное или стремиться к ограниченным целям, может принять решение отказаться от конфликта. Когда противники не видят путей победы, лучший выбор состоит в отказе от конфликта. Этот выбор был характерен для США в войне во Вьетнаме. Цель состояла в том, чтобы вывести нацию из непопулярной и бессмысленной борьбы без факта признания поражения.

Успех посредничества зависит от выбора времени вмешательства в конфликт. Третья сторона может попытаться предотвратить конфликт на ранней стадии или вмешаться в вооруженную конфронтацию ради «прекращения огня» и разъединения сторон. Оптимальное время - это предвоенный период перехода от поляризации к эскалации конфликта. В этот период обнаруживаются спорные вопросы и рост затрат ресурсов на ведение борьбы. Время определяет условия вмешательства в конфликт. В переходный период конфликта государства чаще испытывают неудовлетворенность двухсторонним конфликтным менеджментом, сталкиваются с угрозой эскалации борьбы и сознают ограниченные ресурсы своей военной акции.

Эффективность посредничества зависит от прошлых межгосударственных отношений, которые стороны желают или вынуждены сохранять - экономические, политические и культурные связи. Наличие в прошлом добрососедских отношений увеличивают шансы посреднического успеха.

Следовательно, посредничество в решении межрегиональных конфликтов является частью системы международного конфликтного менеджмента (именуемой системой безопасности). Успех посредничества связан с функционированием нормативных и миротворческих структур этой системы. Из комплекса причин, воздействующих на эффективность посредничества, главным фактором остается желание сторон решить спорные вопросы политическими средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: