Культура и Ц-я

О. Шпенглер считал, что Ц-я явл. завершением культуры. Эта стадия хар-ся высоким уровнем науки и техники, деградацией морали и искусства, урбанизацией. Происходит потеря народом "души культуры", "омассовление" всех сфер жизнедеят., их омертвление. А. Тойнби: Ц-я – хар-ка конкрет. общ-ва, социокультур. феномена, ограничен. определен. простран-времен. рамками. Существует 5 цивил-й (китайская, индий., ислам., русская, западная), каждая из кот. проходит одинак. стадии: возникнов, рост, разлож., гибель.

В настоящее время существует 3 смысла понятия Ц-я. 1) Ц. - синоним культуры; 2) Ц - уровень, ступень развития матер. и духовной культуры (античная, современная); 3) Ц - ступень развития общ-ва, следующая за варварством. Последнее определение дано Морганом и Энгельсом. Более принятым явл. Просветительское: такое состояние об-ва, кот. воплощает в себя наиболее рацион. и гуманные в конкретных историч. условиях формы существ-я людей.

П. Сорокин разработал теорию культуры и цивилизации: подлинным условиям и причиной развития общ. явл. существ-ние мира ценностей. 3 главню типы культуры - чувственный, идеациональный и реалистич.. Чувственный тип основ. на чувст. восприятии. Этот тип находится в состоянии краха и кризиса. Идеациональный тип - господство рац. мышления (Зап. Европа), реалистич. тип - господство интуитив. форм познания мира. Соврем. культура увлечена наукой и господством материализма, а в будущем культура и Ц. должны базироваться на ценностях религии и творческого альтруизма

В сфере культуры чел-во в настоящее время находится в стадии формирования новой планетарной цивилизации, основанной на гуманиз-ме, переоценке традиц. ценностей, новом отнош. к природа, свободного и демократич. мира. Мысли о кризисе современной (техногенной) Ц., -экологич. кризис и распростр. оружия масс. уничтож. Движение к новой Ц, - называют антропогенной должно вбирать культурно-цивилизац. опыт многих народов для создания единого цивилизов. пространства. Диффузия культур - в интенсив. обмене элементами культуры и цивилизац. сдвигами, имеющими всеобщий харак-тер.

Ц-я - об-во, появивш. на определенном этапе развития культуры и включает в себя все многообразие культур. В этом отношении культура - это матрица, код цивилизации, Ц - временное понятие, а культура – общечелов.. Ц. - преобразованная чел.ом, окультуренная природа, средства и механизмы этого преобраз-я, индивид, усвоивший высшие достижения матер.и дух. культуры, облад. планетарным мышлением.

Самой сильной тенденцией соврем. культуры - тенденция единения, что нашло выражение в идее социализма. Понятие социа-лизма, было введено П.Леру в нач XIX в для обозначения об-ва с 3 признаками: справедл., солидарность, равенство. На смену ей возникла в полит. Планетар. культуре идея конвергенции (А.Д.Сахаров): уже в наст. время надо развивать будущ формы культуры и Ц: мета (после) культуру, метаЦ., метаязык.

Т ипологии культур. Основания для выделения: связь с религией (Восток - Запад), связь с соц. структурой (культуры в разл. Ц-ях) и т.д. В совр. исслед. наибольшее внимание уделяется типам: культуры Востока, Запада и России. Обсуждается не только их взаимопрон-я и интеграции.

Запад провозглашает деятельную, предприимч. личность, уверенно чувств. себя в этом мире, стремящ. к творч. и познанию.

Русская культура возникла на основе синтеза многих культур, в первую очередь греч. Но наследие античности пришло в Россию не прямо, а через визант. культ. Русская К. формировалась в процессе христианизации Руси. Но образование собственно рус. нац. культ. начинается с конца ХIУ в, с момента Московской Руси. Русская нац. Культ. начала формир. с эпохи Петра I - конец 17-нач. 18 вв. Эпоха традиц. русской кул. Нач. со 2-1 четверти XIX века и тесно связана с православием. Духовные поиски лучших людей чаще были связаны с морально-религ. поисками.

Русская духовная культура не была созерцательно-отвлеченной, в ней всегда отражалась мысль о народе и судьбе России. Для России было сложным переломное время ХIХ-ХХ вв., кот. Отраз. в тв-ве Достоевского, Толстого, Соловьева, Бердяе-ва, кот. стремились решить проблемы культуры или с помощью бога, религии, церкви, или нравств-сти, гуманизма, свободы.

Н. Бердяев отмечал (Судьба России), что главным правилом об-ва должно стать то, что колич. масса не должна господ-ть над судьбой качеств. индивидуальностей. Воля народа д.б. воспитана в исключит. уважении к качествам индивид-м, к бескон. природе челов. духа.

3 концепции, хар-щие сущность россий. культуры и возмож. пути ее развития. 1. Россия развивается своим самобытным путем, не являясь образцом ни Запада, ни Востока (славянофилы). 2. Россия по своим социокул. признакам тяготеет к Западу, к его дух. (христианским) ценностям (западники). 3. Культура России - евразийская (евразийство), возникш. как результат синтеза 2 противопол. культур. Эта теория - в 20-х гг. XX века: культ. России - единая и многоликая, с значит. азиатскими элементами: степная стихия, мироощущение континент-океан. О возможном диалоге между Востоком и Россией, Западом и Россией. При этом Запад и Восток, противопост-мые России, рассм-ся как 2 особых типа цивилизац. и культ. развития. Запад понимается как техноген. Ц.. Для нее характерно стремление к господству над природой на основе прогресса технико-технологич. развития. Восток как традиц. Общ-ва, основ. на традиц. культуре с принципом невмешательства в природ. процессы и приспособл. к природным и соц. условиям.

Данилевский (поздний славянофил) отверг существ-е борьбы между Востоком и Западом, сделав каждую рожден. в их лоне Ц-ю равнозначной для мирового истор. процесса. России он отвел в этом процессе роль центра формирующейся на месте западной, германо-романской Ц, кот. стала «дряхлой», Ц-ции новой, славянской.

Бердяев Предрекает миру новую эпоху, в кот. произойдет соединение зап. и вост. культур и родится новое мироустройство, гармоничное, духовное, свободное от провинциализма.

В настоящее время России придется решать глобальные вопросы ассимиляции культур Востока и Запада, развивая диалог. формы взаимодействия с др. Ц., а не формы конфронтации и собств. Исключит-ти, осуществлять поиск собственного пути развития, свою идентичность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: