Мировоззрение. это совокупность взглядов чел.а на мир и место чел

это совокупность взглядов чел.а на мир и место чел. в этом мире; необходимая составляющая челов. сознания. присуще каждому чел.у и включает познават., ценностн. и поведенч. элементы. Поскольку жизнь людей и общ. носит историч. характер, постольку и М. подвержено истор. переменам. Во все времена существовало житейское М, стихийно складыв. из самой жизни людей, их опыта. Оно содержит элементар. знания, "память предков", жизн. опыт, традиции - не систематизировано, стихийно, в нем эмоциональное преобладает над рац.. На разных этапах истории в М об-ва преобладали те или иные убеждения, идеалы, нормы жизнед-ти, - тот или иной тип М. В его составе выд. 3 обяз. элемента: о бобщ.знания – повседнев, или жизненно-практич, профессионал, научные. Знания - фундамент М, в совокупности они дают целостн. картину мира. Кроме знаний о мире - системы ценностей. М – сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропоним. и мироощущ., разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, обществ.о значимого и личностн., традиц. и творческого мышления. Мифологическое М. - форма обществ. сознания, способ понимания мира, характ. для ранних стадий общест. развития. Мифы существовали у всех народов мира. Мифы - древние сказания разных народов о фантастич. существах, о богах и героях – многообразны. посвящено космич. темам. Попытки ответа на вопрос о начале, происхожд, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и т.д.Миф наивен, понятен, т.к. он не имеет ничего общего с научным знанием. Все, происходящее в мифе, осязаемо, видимо, возможно, реально. Герой – нравств. идеал, образец для подраж. Мифы были универс. учебником, включ. не только знания о мире, но представл. о нормах поведения, ценностях и идеалах. Мифами наполнены религии – христ-во, ислам, буддизм. Религиозное М. Религия - форма М, характерно удвоение мира, его деление на посюсторонний (“земной”, естеств., воспринимаемый органами чувств) и потустор. (“небесный”, сверхъестеств., сверхчувств.). Вера в существование сверхъестест. сил и в их главенств. роль в жизни людей.Религии - более систематизирован. вариант М, - Доказат-ть и убедит. В ера как особое состояние, чувство, настроение, переживание чел. Внешней форма проявл. веры - культ. М. носило духовно-практич. хар. Исторические особ. этого М связаны с низким Ур. освоения чел-ком действ-ти, зависим. его от неосвоенных, сил природы и обществ. развития, с недостат. развитием его познават. аппарата. На смену образу и символу приходит Логос - разум. Ф-я - попытка решить основные мировоззр. проблемы с пом. разума, мышления, опирающ. на понятия и суждения. Поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верован., идеалами, надеждами. Ф-я унаследовала от мифологии и религии их мировоззр. Характер. Но решение проблем - под иным углом зрения, - с позиций рацион. оценки, разума. Ф-фия- теоретич-ки сформулиров. мировоззр. Общие теоретич. взгляды на мир в целом, место в нем чел.а, форм отнош. чел.а к миру, чел.а к чел.у. В форме знания – это сближает Ф-ю и науку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: