Проблемы жизни и смерти в дух. опыте чел

Существуют 3 уровня чел. жизни или 3 жизни чел: Растител. жизнь -то питание, выделение, рост, размножение, приспособл. Животная жизнь - собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспит. детей, игровая деят. Культурная жизнь, жизнь в культуре - познание, управление, изобрет., ремесло, спорт, художество (искусство), Ф-я. Эти 3 жизни относительно самостоятельны, одинаково важны для чел, взаимод-ют, взаимовлияют. В итоге мы имеем 1 богатую, противореч., челов. жизнь.

Конечный срок жизни живого организма запрограммир. в нем самом: конечное присутствует в самом бесконечном, опосредует его. Это 1 сторона соотнош. конечного и бесконеч. Другая сторона: хотя живой организм и оконечивает себя, он все же сохраняет, делает себя бессмертным - благодаря воспроизвед. себе подобных. Он поставил сам себе предел существ-я, но так, что его конец совпадает с началом существ-я подобного ему организма, являющ. для него дочерним. Последний продолжает «дело» приспособления к изменяющ. условиям среды и так до бесконечности.

Если нет смертности, то нет и бессмертия. Не все, что явл. гибелью, заслуживает названия смерти и, наоборот, не все, что умирает, гибнет. Смерть - это прекращение жизнедеят. организма в результ. совместн. действия внутр. и внеш. факторов жизни. Жизнь как таковая не носит в себе зародыш смерти. Она носит в себе зародыш изменения, преобразов-я, но не смерти, а тем более не гибели.

Продолжение рода - реальное биолог. бессмертие высших организмов.

Проблема смертности и бессмертия - одна из важнейших проблем челов. бытия. Многие философы связ. ее с проблемой смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие - явления одного порядка. И если жизнь противоположна смерти, а смерть - бессмертию, то жизнь и бессмертие суть одно. Жизнь создает и разрешает противоречие между смертностью и бессмертием.

Точка зрения, кот. противопоставляет смертность и бессмертие, считает их несовместим., несоединим., парализует волю и разум людей / заводит их в тупик. Кто отрицает смертность и верит в личное бессмертие (души), - обесценивает реальную жизнь. А кто считает, что чел. только смертен, стремится жить одним днем, не заботясь о будущем, не заботясь об улучшении жизни вообще.

Творчество и любовь служит реальным «представителем» бессмертия (бескон. Существ-я) в конечной жизни людей. Дети и творения - реальные опосредователи конеч-го бесконечным

Диалектика смертности и бессмертия сродни диалектике относител. и абсолют. истин. Абсолютная истина - полное, исчерпыв. знание об объекте, полное совпадение наших представлений с предметом познания. Мы никогда не достигнем абсолютной истины, но стремится к ней должны, иначе не будет прогресса познания. Мы никогда не достигнем полного бессмертия, но стремиться к нему наш долг, иначе не будет прогресса жизни.


Понятие об-ва. Об-во как саморазвив. система. ОБ-ВО - выделившееся из природы систем собой исторически изменяющ. форма жизнедеят. людей, кот. проявл. в функционировании и развитии соц. институтов, орган-ций, общностей и групп, отдельных индивидов.

Структура об-ва. Оно повторяет чел-ка как живое существо. Челов. телу соответствуют в об-ве материал. культура, произв-во, потреблен., экономика. Произв-во похоже на ассимиляцию, потребление - на диссим. Экономика - сложная форма регуляции взаимоотнош. произв-ва и потребл.

Различным формам псих. жизни чел. соответствуют в обществе обществ. воля и общ. сознание. Формы обществ. воли - мораль, политика, право. Они регулируют отнош. между людьми. Мораль - путем убеждения: внутреннего - через совесть, и внешнего - через мнение др-х, обществ. мнение. Право - путем принужден. - внешнего - со стороны гос-ва, и внутр. - через законопослушание. Право - это взаимодопущ-е и взаимоогранич. свободы. Политика регулирует отнош. людей и путем убежд., и путем принужд. 1 - через пропаганд. Деят-ть полит. партий. 2 - через партийн. дисциплину / примен. силы в соц., воен. Конфл.

Формы обществ. сознания / духов. Культ. - наука, искусство, филос-я. Наука – коллектив. познание, искусство – коллект. чувствование, Ф-я – коллект. мышление. Особый тип обще. сознания, воли и бытия - религия.

Исторические формы об-ва: род, племя, племенной союз, гос-во. Род - большая семья, сост. из близких и дальних родств-ков и возглавляем. кем-то одним. Племя - объединение родов, возглавляемое вождем. Плем. союз - предгос-во.


Диалектико-матер. поним. истории К.Маркс. Диалектико-матер. ф-я, основы кот. заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом, вобрала в себя существ. достижения предшеств. Филос. мысли, - наследия филос. Др. Греции и труды мыслителей 18 – нач 19 в. Большое влияние оказали Г. Гегель и Фейербах.

В этой филос. сис-ме очень тесно связ. между собой филос. идеи с политико-эконом. и национ. сторонами мировоззр. Эта целостность, взаимообусловл-ть составных частей мировоззр. (Ф-ии, политэкономии, теории соц-ма) объясняют то значит. влияние, кот. оказывало это учение на развитие обществ.ых процессов в мире.

Диалектико-материалист. Ф. возникла в сер. 40-х гг XIX в., когда в ряде стран Зап. Европы уже утвердился капитализм. Громадный рост производител. труда и обществ. богатства не сопровожд. улучшением положения трудящихся. Усиление эксплуатации, обнищание, ухудшение эконом. положения вызывали недовольство рабочих. На фоне этих событий и возникает диалектико-матер. Ф.

Большое влияние на формир. новой Ф. оказали важные научные открытая в области естествозн., в XIX в. (открытие закона сохранения и превращ. энергии, клеточной структуры живых организмов, создание Дарвином эвол. учения), кот. позволили обосновать диалектико-мат. подход к объяснению развития природы. Диал. материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообр. проявлениях. Материя сущ-ет независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизов. материи, сознание способно дать правильн. отражение действит-ти.

Матер. диал-ка применена не только к развитию природы и об-ва, но и к познанию, к развитию науки. Познание - процесс, кот. носит сложный, диалект. характер, процесс, в ходе кот. происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в основу теории познания была положена практика.

Новая концепция доказывала, что Ф. не явл. «наукой наук» или «наукой над науками». Диал. материализм - это наука, кот. изучает коренные вопросы соотнош. материи и сознания и самые общие законы развития природы, об-ва и мышл. Исследуя наиболее общие законы развития мира, диалектико-мат. Ф. выступает науч. методологией частных наук. Маркс и Энгельс с матер. позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории об-ва. Диал.-матер. концепция общ-ва: способ произв-ва материал. благ склад-ся объективно, независимо от воли и созн. людей и определяет способ бытия «соц. организма». Из определ-ной формы матер-го произв-ва вытекает определ-ая структура об-ва, определ. Отнош-е людей к природе. Их госуд. Строй и духов. Уклад определ-ся и тем, и др. История предстает как «естеств.-историч. процесс», где действуют объективные законы-тенденции в сочет-ии с субъектив. фактором. Учение об особой «чувственно-сверчувств.» природе «соц. материи», о двойств-ти бытия чел. И об-ва, и представление об этапах эволюции соц. связей в зависим. от форм бытия людей и их совмест. Деят-ти (личная и вещная завис-сть людей др. от др.).

Ряд положений о базисе и надстройке, о частн. Собств-ти, о примате классового подхода и историч. миссии пролетариата – не получили подтвержд. в реальн. Общ.-ист. практике.


Формацион. и цивилизац. подходы к пониманию об-ва.

Формиц. анализ истор. развития об-ва и культуры оформился в рамках материалист. понимания истории Маркса и Энгельса в 40-50-е гг. XIX в., получил выражение в «Капитале» Маркса, в «Анти-Дюринге» и «Происхождении семьи, частной собственности и гос-ва» Энгельса, стал господ-щим (под влиян. работ Ленина) в советской обществ. науке. Формац. подход сложил­ся как антитеза идеалистич. пониманию общест. развития, хотя и унаследовал от просветит. теорий прогресса идею линейности, а от Гегеля - мысль о диалектич. хар-ре процесса истор. развития.

Фундамент формац. теории составляет взгляд на определяющую роль в жизни чел.а и об-ва материал. производства и воспроизв., в процессе кот. «люди вступают в определ., необходимые, от их воли не зави­сящие отнош. – производ. отношения, кот. соответствуют определ. ступени развития их материальн. производит. сил». Оставляя в стороне «первичную формацию» и выросшие на ее основе «вторичные формы» об­щины и общин. производст. отношений (различные на Востоке, в антич. мире и в средневек. Зап. Европе), Маркс полагал, что «азиатский, античный, феодальный и современ., буржуазный, способы производств» м-но обозначить как прогрессив. эпохи экономич. обществ. формации». В советской обществ.ой науке использовалась «упрощенная», «пятичлен.» формула процесса общ.-истор. развития (первобыт. общ-во, рабовладение, феод-зм, капит-зм, соц-зм)

Понятие «Ц-я» использовалось и до Маркса, и в его время, и после него. Но в основу самост. подхода к пониманию об-ва, истории и культуры оно было положено при создании теории «локальных цивилизаций» (в к. XIX – сер. XX вв.). Несмотря на различие вариантов, теория лок. цивил. принципиально противостоит всем «линейным» представлениям об истор. развитии общ. и культуры, включая маркс. формац. теорию. Все об-ва и культуры делятся на первичные (первобытные) и цивилизацион. (время сущ-ния последних на Земле невелико – 5–6 тыс. лет). Но за это время успело сложиться около 20 самост., др. на др. не похожих, обладающих своей собств. историей цивилизаций; некот. из них (китайская, индий., исламская, православная, западн.) сохранились до наших дней. «Внутренний» мир каждой из цив. настолько своеобразен и неповторим, что их взаимопонимание и взаимопроникн. практически невозможны, а реальные контакты во врем. и простран. носят чисто внешний характер. Единственное, что позволяет их сравнивать и сопоставлять др. с др., – некот. общий ритм их существ-я и развития и общая судьба: неиз­бежность схода со сцены истории на последнем этапе, когда исчерпаются их жизнен. силы и творческ. культурный потенциал.

Итак, при формац. подходе истор. развитие мыслится как единый мировой процесс смены общест. форм, редуцированный к движению способов произв-ва. Антитеза ему - взгляд, выделяющ. в истории многообразие самобытных культурных миров (цивилизаций).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: