Западники и славянофилы. П.Я. Чаадаев(1794 - 1856): • Ф-я чел.а; • Ф-я истории

П.Я. Чаадаев (1794 - 1856): • Ф-я чел.а; • Ф-я истории. Чел. - соединение матер. и дух. субстанций. Жизнь чел.а возможна только в коллективе. Коллективное сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма. В основе историч. процесса – Божеств. Провидение. Воплощение Божеств. воли - христианство. Оно - стержень, двигатель истории. Россия "выпала" из мирового истор. процесса. Будущее России, - вернуться в мировое истор. поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей уникальности выполнить истор. миссию в рамках общечел. Ц. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов - географический.

Западники усвоили филос. традиции западной филос. (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую Ф-ю. Отдельного от остальной Ц, " уникал." Историч. пути России нет. Россия отстала от мировой Ц. Благо для нее – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизов. страной.

С лавянофилы. Хомяков, Киреевский, А.Н. Островский, братья Аксаковы. Основу истор. бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка). Любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции оканчивались трагически.


Особенности обыден. и научного познания. ПОЗНАНИЕ – творч. деят. субъекта, ориентир. на получение достовер. знаний о мире. П. явл сущностной хар-кой бытия культуры и может осуществл. в формах: обыденное, мифолог., религ., худож., философ. и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключ.). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозакл. ведут к получению нового знания. Научное П. формир-ся на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного П – обнаружение объективных законов действит. – природных, соц. (обществ) законов самого П, мышления и др.

2. На основе знания законов функционирования и развития объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью практич. освоения действит.

3. Непосредств. цель и высшая ценность научного П – Объективная истина, постигаемая рацион. средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерац. средств.

4. Существенным признаком П - его системность. Без системы это не наука.

5. постоянная методолог. рефлексия. Изучение объектов всегда сопровождается осознанием методов и приемов.

6. Научному П присуща строгая доказат-ть, обоснов-ть получен. результатов, достоверность выводов. Знание для науки – доказательн. знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное П - сложный, противореч. процесс произв-ва и воспроизв. новых знаний, образующих целостн. и развивающуюся сис-му понятий, теорий, гипотез, законов, закреплен. в языке Процесс непрерыв. самообновл-я наукой своего концептуал. и методолог. арсенала.

8. Знание, претенд. на статус научного, д-но допускать принципиал. возможность эмпирической проверки. Процесс установл-я истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов - верификация, а процесс установления их ложности – фальсификация

9. В процессе научного П применяются специф. матер. средства: приборы, инструменты, (ракетно-космич. техника).

10. Специфич. характеристиками обладает субьект научной деятельности - отдельный исследователь, научное сооб-во, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки.

Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Научное П – это конкретно-истор. система критериев. Также есть критерий логич. непротивореч-ти, простоты, красоты.

Обыденное познание существовало с зарождения челов-ва, доставлявшее элемент. сведения о природе и окруж. действит. О пыт повседневной жизни, имеющий, несистематич. характер. Явл. исходным пластом всякого П. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно используется чел.ом почти неосознанно и в своем применении, не требует предварит. систем доказательств. Б еспис характер.

Особую форму вненаучного знания представляет собой народная наука: дело знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом чел.а», а чел. как органичная его частичка, через кот. постоянно проходят силовые линии мирового круговорота.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: