Проблема основного вопроса Ф

Основной вопрос Ф - об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматр. с 2 сторон: 1) что явл. первичным - дух или природа, материя или сознание – 2) соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир Познаваем ли мир?

С точки зрения раскрытия 1-й стороны?? выделяют направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм. 2-й стороны - философы делятся на признающих познаваемость мира и агностиков.

Материалисты признают первичным материю, бытие, / вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира.

Идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассм. их как единственно достоверную реальность. Познание не явл. отражением материал. бытия, а лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, познания абсолютной идеи, мировой воли.

Промежут. позиция: дуализм, агностицизм. Дуализм - материя и сознание развив.независимо др. от др. и идут параллельно. Другие формы:

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Демокрит): Первична материя. Под ней подразумев. материал. состояния и физич. явления, кот. при простом наблюдении обнаружив-сь как глобальные, без попыток науч. обоснования, просто в результате обыден. наблюдения за окруж. средой на уровне наив. объяснения. Массово существующее вокруг людей есть первоначало всего (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафиз. материализма - вульгарный. «Человеч. мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафиз. материалисты конца 18 в - Дидро, Маметри.

3. Диалектич. материализм (Маркс, Энгельс) Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отнош. к сознанию ограничена рамками основного филос. вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектич. взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный - не зависящий от челов. сознания. первична идея сознания, кот. объективна: Платон - мир и день, идея, воспом-е. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъект. идеализм (Беркли, Мах, Юм). Мир - комплекс моих ощущений.

Только марксистская Ф дала всестороннее материал., научно обоснован. решение ?. Первичность материи в том, что: 1) она - источник сознания, а сознание - отражение материи; 2) сознание - результат длит. процесса развития материал. мира; 3) сознание - свойство, функция высокоорганиз. материи голов. мозга; 4) существ-ние и развитие челов. сознания, мышления невозможно без яз. материал. оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формир. в результате материал. Труд. Деятел. чел.а; 6) сознание носит обществ. Хар-р и определяется матер. обществ. бытием. Отмечая абсолютную противопол-ть материи и созн. диалектич. материализм указывает и на их взаимосвязь и взаимодействие.

Итак, в опрос о соотнош. материи и сознания - основной вопрос Ф. Ни одно учение не может его обойти. Он определяет водораздел между направлениями Ф.


Методы филос: диалектика, метафизика, софистика, эклектика.

(Средства, с пом. которых осуществляется филос. Исследование): диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика - метод филос. Исслед., при кот. вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутр. противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противопол. диалектике, при кот. объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с т. зр. их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоян. изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолют. истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окруж. мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Метод был присущ средневек. теологич. Ф-фии.

Эклектика - метод, основ. на произвол. соединении разрозненных, не имеющих единого творч. начала фактов, понятий, концепций, в рез-те кот. достиг-ся поверхностные, но внешне правдоподоб., кажущиеся достовер. выводы. Часто применялась для обоснования каких-л. взглядов, идей, привлекат. для массов. сознания, но не имеющ. реальной ценности и достовер. (в сред. века - в религии, в наст. вр - в рекламе)

Софистика - метод, основ. на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу / любой иной выгодной для принимающего этот метод. Распространена в Др. Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильн. прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной Ф.

Одновременно и направлениями в Ф, и философ. методами явл.: • материализм; • идеализм; • эмпиризм;• рационализм.

При материалист. методе действит-ть восприним. как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - проявление материи. Россия

Суть идеалистич. метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Широко распространен в США и ряде стран Зап. Европы (Германия).

Эмпиризм - метод и направ. в познании, - в основе познават. процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувств. познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувств. ощущениях"

Рационализм – филос. метод и направление в Ф, - истинное, абсолютно достоверное знание м.б. достигнуто только с помощью разума (выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: