Специфика философ. знания

1. Филос. знание - системно-рацион. В этом сущность сближения филос. знания с любым теоретич., - научным.

2. Фил. знание – целостн. духовное выражение мира, кот. осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом филос. отличается от любой другой картины мира: Ф-я картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Фил. знание - ценностное, что сближает его с др. типами мировоззр. знания (религия, искусство), и отличается от любого предмета знания, научного.

Структура фил. Знания. В первые столетия своего Ф. не имела четкой структуры. Первым, ясно поставил эту проблему, - Аристотель. Учение о началах сущего называл «первой Ф.» (впоследствии ее стали наз. «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике, считая их разделами Ф-и Стоики разделили филос. знание на 3 области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось до Нового времени, когда каждая школа по-своему перекраив. структуру Ф. Сначала превратилась в особый раздел Ф теория чувственного познания - «эстетика». Затем кантианцы изобрели учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рац. познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». XX веке появились философ. антропология, герменевтика, грамматология и др.

Общеприн. понимания стр-ры филос. знания в наст. время нет. В учеб. Литературе 4 отдела: собственно Ф-я, изуч. законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключ. и доказат-ва; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравств., о добре и зле и о смысле челов. жизни. В отеч. традиции: онтологию и теорию позн, историю Ф, эстетику, этику, логику, соц. Ф, Ф науки и техники, филос. антропологию, Ф и историю религии, Ф культуры

Функции Ф – основные направления применения Ф, через кот. реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая способ. формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте чел. в нем, принципов взаимод. с окружающим миром. Методологическая: Ф вырабатывает основные методы позн. Окруж. действит. Мыслительно-теоретич.: Ф учит концептуально мыслить и теоретизировать –обобщать окруж. действит, создавать мыслительно-логич. схемы, системы окруж. мира. Гносеологическая 1 из основополаг. функций Ф –цель - правильное и достоверное познание действ-ти (механизм познания). Роль критич. функции подвергать сомнению окруж. мир и существующ. значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Аксиологическая - в оценке вещей, явлений окруж. мира с точки зрения разл. ценностей – морально-нравств., этич., соц., идеолог. Цель – быть «ситом», через кот. пропускать все нужное, ценное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Социальная объяснить об-во, причины его возникн., эволюцию совр. состояние, его структ, элементы. Воспитат.-гуманитарная - культивировать гуманистич. ценности и идеалы, прививать их чел.у и общ, способ-ть укреплению морали, помочь чел.у адаптироваться в окруж. мире и найти смысл жизни. Прогностическая - на основании имеющихся филос. знаний об окруж. мире и чел, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, чел, природы и об-ва.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: